Методические аспекты организации образовательного процесса
Методические аспекты организации образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования в летний период
Работа учреждений дошкольного образования в летний период регламентируется нормативными правовыми актами, инструктивно-методическими письмами Министерства образования и Министерства здравоохранения Республики Беларусь (http://edu.gov.by/).
Примерная тематика вопросов методической учебы с педагогами:
«Особенности организации и проведения утренней гимнастики на свежем воздухе»;
«Закаливание с использованием природных факторов»;
«Организация экскурсий, пеших прогулок за пределами учреждения»;
«Изучаем правила пожарной безопасности»;
«Организация работы по ПДД «Внимание, дорога!»;
«Профилактическая работа по предупреждению отравлений ядовитыми растениями»;
«Тематика праздников и развлечений к проведению активного отдыха летом»;
«Природа края, в котором мы живем»;
«Организация работы с детьми в цветнике и на огороде»;
«Требования к содержанию и размещению игрового, спортивного оборудования на групповых площадках»;
«Развитие детского творчества в работе с природным материалом»;
«Организация игр с песком и водой летом»;
«Формы работы с родителями в летний период» и т.д.
Советы по подготовке и проведению прогулок-походов:
прогулки-походы проводятся только после тщательного изучения маршрута;
тщательно продумывается содержание, структурные компоненты прогулки-похода;
подготовку оснащения, атрибутов к прогулке - походу педагог осуществляет вместе с детьми;
к участию в прогулке-походе по возможности привлекаются родители;
одежда детей должна быть удобной, соответствовать погоде, обязательно наличие головного убора;
о времени проведения похода дети и родители извещаются заранее;
накануне похода с детьми проводится беседа о правилах поведения во время движения и в процессе пребывания в лесу, на лугу и т.д.;
взрослые должны хорошо знать ягоды, растения, растущие в данной местности в целях безопасности;
при проведении прогулки-похода необходимо учитывать индивидуальные и физические возможности детей (движение должно быть в определенном ритме, равнение на самого слабого участника похода, ходьба не должна быть однообразной);
взрослые должны хорошо знать и соблюдать правила дорожного движения;
план проведения и маршрут прогулки-похода согласовывается с медицинским работником и заместителем заведующего по основной деятельности.
Примерная тематика дней и формы работы с детьми в рамках тематической недели (вариант)
Тема недели – Путешествие в лето (в виде путешествия по различным станциям)
1-й день (понедельник) – Станция «Мирная» (День защиты детей): - экскурсия в парк (сквер); - конкурс детских рисунков «Я рисую мир»; - тематическое развлечение; - беседы, игры и т.д.
2-й день (вторник) – Станция «Спортивная»: - физкультурное развлечение или физкультурный праздник; - прогулки-походы; - игры- эстафеты, спортивные игры; - беседы, рассматривание альбомов, иллюстраций, - чтение художественной литературы и т.д.
3-й день (среда) – Станция «Эко-Знайка»: - викторины; - проектно-исследовательская деятельность; - игры-экспериментирования; - наблюдения и т.д.
4-й день (четверг) – Станция «Светофория»: - экскурсии, целевые прогулки по ПДД; - тематическое развлечение (совместно с родителями и представителями ГАИ); - сюжетно-ролевые игры на площадке по ПДД и т.д.
5-й день (пятница) – Станция «Творческая»: - фестиваль театров; - работа «мастерской» «Юный дизайнер»; - выставка- презентация детских работ (детьми совместно с педагогом) для детей других групп, родителей и т.д.
Примерные темы недель на летний период для разных возрастных групп (по материалам И.В.Житко, О.П.Жихар, З.В.Кощевой, А.М.Сташенковой)
2-я младшая группа
Июнь 1.Лето. 2. Красный, жѐлтый, зелѐный (светофор). 3. Природный материал(игры с песком и водой).
Июль 1.Цветник, цветы. 2.Животные, окружающие человека. 3.Ягоды. 4.Природный материал (изготовление поделок).
Август 1.Растения ближайшего окружения. 2.Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. 3.Огород. Наблюдения. 4. Обобщающая тема «Лето, летние развлечения».
Средняя группа
Июнь 1.Лето. 2.Правила дорожного движения. 3.Растения городского, сельского ландшафта (парка, сада, сквера). 4.Природный материал. Игры с песком и водой.
Июль 1.Цветник. Цветы. 2.Труд людей летом. 3.Дикие животные. 4.Ягоды садовые и лесные.
Август 1.Птицы ближайшего окружения. 2.Солнце. воздух и вода – наши лучшие друзья.3.Огород. Труд. Наблюдения. 4. Лето, летние развлечения.
Старшая группа
Июнь 1.Лето. День защиты детей. 2.Правила дорожного движения. 3.Цветники. Цветы. 4. Растительный и животный мир сквера, парка.
Июль 1.Водоѐм, Луг. 2.Труд людей в сельской местности. 3. Ягоды (съедобные и несъедобные). 4. Мы - друзья природы.
Август 1.Огород, труд, наблюдения. 2.Солнце, воздух и вода. День здоровья. 3. Природный материал; поделки из него. 4. Лето. Летние развлечения.