Руководитель физического воспитания

Консультация для родителей «Всей семьёй — на лыжи»

Бодрящая прогулка или «лыжный десант» наилучшие возможности для «семейного» досуга. Нередко дети испытывают дефицит общения с родителями, а такая прогулка – эта та сфера, где, во-первых, этот дефицит к обоюдной пользе уменьшается. Во-вторых, именно здесь родители всегда будут образцом для ребенка. Замечено, что в спортивных семьях, где любят совместные пешие прогулки и туристические походы, всякого рода физические упражнения, массовые спортивные соревнования, как правило, существует строгий распорядок труда и отдыха, организованность и дисциплинированность всех членов семьи.

Помимо совместного времяпровождения, катание на лыжах - отличный способ укрепить иммунитет ребёнка, улучшить его сердечно-сосудистую и дыхательную системы, развить внимание, согласованность движений рук и ног, улучшить координацию и ориентировку в пространстве.

Чтобы правильно подобрать лыжи ребёнку, надо учесть следующее: высота лыж=рост ребёнка+20см. ; высота палок=рост ребёнка-20см. Крепления не должны быть сложными, как на профессиональных лыжах. Очень хорошо, если они будут выполнены из плотной резинки или жгута, которые будут прижимать носок к лыже.

Объясните детям правила ходьбы на лыжах:

1. Идти, соблюдая интервал, не отставать, не наезжать на лыжи впереди идущего.

2. Не разговаривать на дистанции.

3. Если на пути неожиданно возникает препятствие, постараться мягко упасть на бок.

Начните с простого: предложите ребенку постоять на лыжах, присесть, поочередно поднять одну и другую ногу с лыжей, поставить на снег, попытаться пройти ступающим шагом. Не спешите учить ребенка скользящему шагу! Дайте малышу время освоиться с новой зимней забавой! Маленькие детки воспринимают движение (упражнение) целиком, поэтому не показывайте ему и не объясняйте движение по частям. Покажите, как нужно перемещаться целиком. Пройдитесь немного сами, попросите посмотреть: «Смотри, как я умею!»  и попросите ребенка повторить: «А теперь покажи, как ты умеешь это делать!» Ребенок скопирует Ваши движения полностью.

Начните прогулку на лыжах с обычной ходьбы. Держите ребёнка за руку, немного прокатите его по ровной поверхности. Очень хорошо, если вы будете кататься по уже готовой лыжне, так ребёнок это поможет сохранить равновесие. А затем можно прокатиться на спуске под небольшим углом.

Как только Вы поймёте, что ребёнок легко справляется с лыжами и ходьбой на них - позвольте ему делать это самостоятельно.

Во что можно поиграть на лыжне?

"Пройди и не задень"

Лыжные палки расставить на расстоянии 2-2,5 м. друг от друга. Пройти надо так, чтобы не задеть ни одну палку, огибая их с правой и левой стороны.

"Восьмёрка"

Обозначить на площадке цветными флажками (или другими предметами) восьмерки (диаметр не менее 3 метров). Играющие должны пройти по проложенной фигуре и не сойти с рисунка.

Уход за лыжами

Некоторые общие правила ухода за лыжами дети должны знать:

перед тем, как внести лыжи в помещение,их надо: очистить от снега, протереть тряпкой

уметь складывать лыжи скользящими поверхностями одна к другой: закреплять передний и задний концы

Катание на лыжах - это очень хороший способ провести выходные всей семьёй на прогулке, быть ближе к своему ребёнку, слышать его и конечно же развивать в нем новые физические качества. Возьмите за правило, гулять всей семьёй на лыжах.

Руководитель физического воспитания

Пулко О.А.

свернуть

ДЕСЯТЬ СОВЕТОВ РОДИТЕЛЯМ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

 

 1. Старайтесь активно участвовать в оздоровлении своего ребенка. Не только рассказывайте ему, что нужно делать, чтобы не болеть, но и личным примером показывайте полезность для здоровья выполнения правил личной гигиены, утренней зарядки, закаливания, правильного питания.

 

 2. Научите ребенка неукоснительно соблюдать гигиенические требования к чистоте тела, белья, одежды, жилища.

 

3. Приучайте ребенка строить свой день, чередуя труд и отдых. Ничто так не вредит нервной системе ребенка, как отсутствие режима дня. Ритм жизни, предусматривающий занятия физическими упражнениями и спортом, прогулки и игры на свежем воздухе, а также полноценное питание и крепкий сон — лучшая профилактика утомления и болезней.

 

 4. Помогите ребенку овладеть навыками самоконтроля за здоровьем, особенно при выполнении физических упражнений. Для этого заведите дневник наблюдений и записывайте вместе с ребенком данные о его физическом состоянии: вес (массу тела), рост, частоту пульса, самочувствие (сон, аппетит и т. д.).

 

5. Научите ребенка правильно пользоваться естественными оздоровительными факторами — солнцем, воздухом и водой. Воспитывайте у ребенка стремление и привычку к закаливанию организма.

 

6. Помните, что в движении — жизнь. Занимайтесь вместе с ребенком спортом, больше гуляйте, играйте на свежем воздухе. Здоровый образ жизни, культивируемый в семье, — залог здоровья ребенка.

 

7. Организуйте ребенку правильное питание и воспитывайте положительное отношение к соблюдению режима питания. Ребенок должен знать, какие продукты полезны, а какие вредны для здоровья.

 

8. Научите ребенка элементарным правилам профилактики инфекционных заболеваний: держаться подальше от тех, кто кашляет и чихает; не пользоваться чужой посудой или зубной щеткой; не надевать обувь или головные уборы других детей. Если ребенок болен сам, чихает и кашляет, он должен знать, что надо прикрывать рот и нос маской или платком, не играть с друзьями, выполнять назначения врача.

 

9. Познакомьте ребенка с правилами безопасного поведения в доме, улице, на отдыхе и учите его выполнять эти правила, чтобы избегать ситуаций, опасных для жизни.

 

10. Читайте научно-популярную литературу о возрастных и индивидуальных особенностях развития ребенка, о том, как научить его укреплять свое здоровье.

Руководитель физического воспитания

Пулко О.А.

свернуть

Профилактика детского травматизма зимой

 

Санки, лыжи, коньки – самые любимые развлечения детей зимой. К сожалению, именно они становятся причиной многих травм. Здесь возрастает роль взрослых, которые должны научить ребенка правилам поведения, позволяющим избежать получения травм, и усилить контроль за их соблюдением. 

Именно взрослые должны проконтролировать места, где играют их дети зимой. Склон, который выбирается для спуска на санках или лыжах, обязательно должен быть вдалеке от дороги, свободен от палок и корней деревьев. Каждый ребенок должен понимать, что катаясь с закрытыми глазами, можно столкнуться с соседом или деревом, а спуск спиной, снижает возможность управлять санками или лыжами, своевременно и адекватно реагировать на опасность. Особенно опасно цепляться к транспортным средствам, привязывать санки друг к другу, перевернувшись, одни санки потянут за собой другие.

Если вы решили доверить, ребенку самостоятельно спуститься с горки на санках, расскажите ему, что:

  • спускаться следует только с ровных, пологих горок, без трамплинов, кочек, деревьев или кустов на пути;
  • перед спуском нужно проверить, свободна ли трасса, не собираются ли ее пересекать с другого склона;
  • на сани садятся только верхом, держась за веревочку. Ноги не ставят на полозья, держат с боков полусогнутыми;
  • чтобы повернуть на ходу, достаточно спустить ногу на снег с той стороны, в которую хочешь повернуть сани;
  • чтобы затормозить, надо опустить на снег ноги и резко поднять передок санок;
  • научите его падать: в момент падения он должен уметь группироваться, собираться в комочек, так, чтобы ушиб приходился на как можно большую площадь.

Правила пользования тюбингом:

  • необходимо соизмерять высоту спуска и сложность трассы с собственными силами;
  • перед спуском осмотреть трассу на отсутствие предметов повреждения тюбинга (камни, замёрзшие комья земли, сучья, стёкла и т.д.);
  • на одном тюбинге разрешается спуск одного взрослого человека, весом не более 100 кг для большого и не более 50 кг для малого тюбинга;
  • кататься только в строго отведенном для этого месте
  • перед спуском с горки проверять, что на пути нет людей.
  • в процессе катания держаться за специальные ремни, расположенные по бокам тюбинга, а верёвочка должна находиться внутри тюбинга.
  • при массовом катании необходимо соблюдать правила безопасности для окружающих.

Запрещено:

  • привязывать тюбинг к транспортным средствам;
  • катание на одном «тюбинге» 2-х и более человек
  • иметь при себе острые или посторонние предметы;
  • прыгать и кататься стоя;
  • кататься, не держась за ручки;
  • ставить ноги внутрь тюбинга;
  • осуществлять контроль за детьми в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

На коньках лучше всего кататься в специально оборудованных местах или катках. Если не удается избежать зимних игр на замершем водоеме, то дети должны знать основные правила поведения на льду:

  • Нельзя использовать первый лед для катания, молодой лед тонок, непрочен и может не выдержать тяжести человека.
  • Избегать места близкие к прорубям, спускам теплой воды от промышленных предприятий, рыбацким лункам и др.
  • Опасно выбегать и прыгать на лед, когда неизвестна его прочность.
  • Не следует испытывать прочность льда ударами ногой, можно провалиться.

Игра в снежки, еще одна зимняя забава, которая может привести к травматизму, поэтому задача взрослых убедить ребенка беречься от попадания снега в лицо и не бросать снежки с ледяной корочкой и обледенелыми кусочками снега в друзей, особенно в голову.

Гололед, довольно частое атмосферное явление зимой, является причиной множества травм и переломов. Во-первых, правильно подберите ребенку обувь: предпочтение лучше отдать обуви с ребристой подошвой, произведенной из мягкой резины или термоэластопластов, без каблуков. Во-вторых, научите ребенка перемещаться по скользкой улице: нужно не спешить, избегать резких движений, постоянно смотреть себе под ноги. Ноги должны быть слегка расслаблены и согнуты в коленях, корпус при этом чуть наклонен вперед. Держать руки в карманах в гололед опасно, при падении едва ли будет время их вынуть и ухватиться за что-нибудь. Огромную опасность в гололед представляют ступеньки, по возможности избегайте их, если это невозможно, то ногу при спуске по лестнице необходимо ставить вдоль ступеньки, в случае потери равновесия такая позиция смягчит падение. Объясните ребенку, что внимание и осторожность - это главные принципы поведения, которых следует неукоснительно придерживаться в гололед.

Еще одна распространенная зимняя травма – обморожение. Повреждение тканей под действием холода может наступить не только при низких температурах воздуха, но и при температуре выше нуля, особенно во время обильного снегопада, при сырой погоде, влажной одежде, тесной обуви. Обморожению подвергаются чаще всего пальцы рук и ног, щеки, нос, уши. Обморожения чаще всего наступают незаметно, без боли, поэтому необходимо обращать внимание на цвет румянца у ребенка (нормальный румянец – нежно-розового цвета, если он стал неравномерный, с ярко-красными или белыми пятнами - это обморожение), проверять чувствительность кожи лица, постоянно шевелить пальцами рук и ног. Чтобы избежать неприятных последствий, правильно одевайте ребенка для прогулок: необходимы варежки – не промокашки, шарф, шапка из водоотталкивающего материала на теплой подкладке, обувь, не сдавливающая нижние конечности и не пропускающая воду. Кожу лица нужно защищать специальным детским кремом.

Зимой к списку травм добавляется еще и риск «приклеиться». Постарайтесь доходчиво объяснить ребенку, что в мороз нельзя лизать языком и притрагиваться мокрыми руками к железным конструкциям, можно «приклеиться». Напомните, что не стоит проводить эксперименты.

Если ваш ребенок увлекается зимними видами спорта, позаботьтесь не только о его спортивной экипировке, но и о защите: наколенниках, налокотниках, защиты для позвоночника, они помогают в значительной мере уменьшить вероятность получения травм.

Уважаемые взрослые! Многих серьезных травм можно избежать, если вы будете внимательно следить за своими детьми и заботиться, чтобы их окружение было безопасным.

Руководитель физического воспитания

Пулко О.А.

 

свернуть

Утренняя зарядка – что нужно знать о ней, чтобы она приносила радость и положительный эффект?

 

Во-первых, не следует путать эти два понятия – утренняя зарядка и физическая тренировка. Утренняя зарядка преследует цель ускорить приведение организма в работоспособное состояние после сна, повысить общий тонус и настроение, устранить сонливость и вялость. Она не предназначена для того, чтобы тренировать организм.

   Во-вторых, утренняя зарядка должна состоять исключительно из упражнений на гибкость, подвижность, дыхание. Этот вид физической деятельности призван усиливать ток крови и лимфы, активизировать обмен веществ и все жизненные процессы, ликвидировать застойные явления после сна. Утренняя зарядка исключает использование упражнений на силу и выносливость.

   В-третьих, в качестве исходных положений используются положения, сидя и лежа. Можно начать делать утреннюю зарядку не вставая с постели. Выполнять упражнения нужно медленно и без резких движений. Нагрузка и интенсивность утренней зарядки должны быть значительно меньше, чем при дневных тренировках. В целом утренние физические нагрузки не должны вызывать утомления. Ведь организм еще не совсем проснулся и не может работать с полной отдачей.

   С ребенком утреннюю зарядку можно проводить со второго года его жизни в виде развлекательной игры с элементами ходьбы и бега. Необходимо учитывать следующую последовательность упражнений. Первыми выполняются упражнения дыхательного типа для плечевого пояса. Например, поднимание рук в стороны и опускание их вперед или хлопки ладонями на уровне груди или за спиной.

   Упражнения для мышц спины и живота и развития гибкости позвоночника. Например, приседания с легким наклоном головы вперед или наклоны корпуса вперед. При этом руки касаются голеней, потом корпус выпрямляется, руки отводятся за спину. Эти упражнения дают большую нагрузку и должны следовать за более легкими, такими как дыхательные.

   Затем должны снова идти упражнения, способствующие расширению грудной клетки. Например, поднимание рук в стороны до уровня плеч и их опускание. Упражнения с большей нагрузкой, например наклоны и приседания, выполняются по два-три подхода.

После всех упражнений нужен кратковременный  бег или подпрыгивания (секунд 10–15). Заканчивают гимнастику ходьбой на месте, во время которой стараются нормализовать дыхание.

Руководитель физического воспитания

Кулеш В.Ф.

свернуть

Игры для профилактики нарушения осанки

Ель, елка, елочка

Воспитатель предлагает детям пойти в лес: дети идут по залу. "В лесу стоят высокие ели. Встаньте ровно, как эти стройные ели, подтянитесь, выпрямитесь". Дети останавливаются, принимают позу правильной осанки (голова, туловище, ноги прямо) и раздвигают руки - "ветви" слегка в стороны, ладонями вперед. "Пойдем дальше в лес, посмотрим, есть ли у высокой ели сестрички?" Дети идут за инструктором. Он останавливается: "Вот и сестрички ели - елки, они пониже, но такие же стройные, красивые". Инструктор предлагает детям встать, как елки, - принять правильную осанку, но в полу приседе. "Пойдемте, дети, поищем еще сестричек елей. Вот они совсем маленькие, но и удаленькие: красивые и тоже стройные". Инструктор предлагает детям присесть, разводя колени в сторону, спина выпрямлена, кисти направлены вперед, пальцы разведены в стороны (иголки). Игра выполняется несколько раз. Инструктор поощряет детей, выполнивших задание правильно.

Послушный мяч

Лежа на спине, зажать мяч между стоп, руки вверху, кисти в замок. Повернуться на живот, не выронив мяч. Повторить 4-6 раз в каждую сторону

Вот какой хороший мяч

Между ног его запрячь.

Повернись и оглянись

Мячик на пол не катись.

Елочка

По сигналу воспитателя дети бегут по залу. Ребенок-водящий через 30 секунд (1 мин) бежит за ними, пытаясь их осалить. Спастись от него можно, плотно прижавшись к стене пятками, голенью, ягодицами, лопатками, плечами. затылком. Руки в стороны и вниз, ладони - вперед. Пальцы расставлены. Это - "Елочка". Тот, кто принял неправильную осанку или не добежал до стены, может быть осален. "Осаленный" становиться водящим, и игра продолжается.

Ходим  в "шляпах"

Детям кладут на голову легкий груз - "шляпы" - мешочек с песком. Проверив осанку детей, воспитатель дает команду к ходьбе. Дети должны ходить обычным шагом по залу, сохраняя правильную осанку. Для детей 5-6 лет усложнять игру можно тем, что детям предлагать потанцевать. Пойти по извилистой линии, начертанной на полу мелом. По гимнастической скамейке, или переступать через разные предметы на полу. Выигрывает тот, у кого шляпа ни разу не упала, и при этом он не нарушил осанку.

Журавль расправляет крылья

Дети становятся в круг на расстоянии шага друг от друга, руки скрещивают на груди. По команде инструктора "Аист расправляет крылья" играющие отводят руки в стороны (вдох) и возвращают их в исходное положение (выдох). Повторяют 4-7 раз. По команде инструктора "Журавль расправил крылья" дети становятся на одну ногу, фиксируют руки в стороны. Побеждает тот, кто дольше всех смог простоять неподвижно на одной ноге.

Колобок

Играющие делятся на команды и строятся в колонны по одному  на расстоянии 1,5-2 м одна от другой. Воспитатель читает: "Наш веселый колобок покатился на лужок. Кто быстрей его вернет, приз команде принесет". С последним словом первые игроки в командах поднимают мяч над головой, наклоняются назад и передают его следующему игроку, и так до последнего игрока в колонне. Тот бежит с мячом  вперед, встает впереди своей команды и снова передает мяч, стоящему игроку сзади. Игра продолжается до тех пор, пока направляющие в колоннах вновь не окажутся впереди. Они поднимают мяч вверх. Команда, выполнившая задание первой, выигрывает. При передаче мяча назад ноги не сгибать, спина прямая. Игру можно проводить в положении сидя "по-турецки".

Лежачий футбол

Дети лежат на животе по кругу, лицом в центр круга, руки под подбородком, ноги вместе. Водящий бросает мяч любому игроку, тот отбивает его двумя руками, при этом, прогибаясь, поднимает голову и грудь. Ноги остаются прижатыми к полу.

Встань прямо

Содержание: Дети принимают правильную стойку, инструктор исправляет недостатки. Затем ребята по команде расходятся по площадке и 1,5 – 2 минуты бегают, прыгают, ходят на четвереньках и т.д. После команды "Встать прямо" принимают правильную осанку и не двигаются с места до оценки их позы инструктором.

Выполняй правильно

Необходимый инвентарь. Короткие и длинные гимнастические палки по числу детей, по два мешочка с песком на каждого играющего, кольца, корзина для предметов.

Подготовка к игре. В одном из углов зала поместить корзину с гимнастическими предметами (палками, кольцами). В свободной части площадки на расстоянии 1,5-2 м друг от друга расположить кольца.

Содержание игры. Дети за воспитателем под музыку ходят, бегают, прыгают по залу (врассыпную или в колонне по одному), стараясь не задевать кольца. Через 2-3 мин., взяв гимнастические палки и заняв место в кругу, в соответствии с указаниями педагога выполняют общеразвивающие упражнения с палками. После этого дети вновь бегают, прыгают по залу, обходя кольца. Палку держат за спиной, на лопатках. При ходьбе выполняют различные упражнения: высоко поднимают колени, выпрямляют ноги, ходят в полуприседе.

Перешагни через веревочку

Цели: развитие координации движений, ловкости, формирование навыка в перешагивании через препятствия.

*Протягивается и закрепляется веревочка на расстоянии 10-15 см от пола.

По команде ребенок идет и перешагивает через веревку, затем поворачивается и снова перешагивает через веревку, пока не перешагнет по всей длине. Инструктору надо контролировать правильность осанки.

Восточный официант

Цели: развитие координации движений, равновесия, укрепление «мышечного корсета» позвоночника.

Воспитатель предлагает поиграть в "восточного официанта" и показывает, как на Востоке переносят грузы на голове. Ребенок должен выпрямиться, принять правильную осанку. Теперь нужно положить книгу или поднос с кубиком на голову и пройти вперед. Выигрывает тот, кто дальше пройдет. Воспитатель должен следить, чтобы мышцы слишком не были напряжены. После игры следует провести расслабляющие движения: руки вверх (на цыпочках) и вниз, согнуться в поясе, расслабиться – и так несколько раз. Руки должны быть полностью расслабленными.

Ласточка

Цели: тренировка вестибулярного аппарата, координации движений, укрепление связочно-мышечного аппарата, туловища, ног.

Воспитатель показывает, как нужно стоять «ласточкой». Затем ребенок сам стоит на одной ноге, другая отведена назад, руки в стороны, туловище несколько наклонено вперед, голова поднята. Воспитатель держит ребенка за обе руки и контролирует, правильно ли выпрямлены позвоночник и поднятая нога. Поза вначале удерживается не более 1 секунды, затем опорная нога меняется.

Море, берег, парус

Цели: развитие координации движений, равновесия, укрепление мышечного корсета, позвоночника, мышечного аппарата стопы.

Дети строятся в одну шеренгу и принимают положение строевой стойки. По сигналу инструктора "Море" выполняют шаг назад, по сигналу "Берег" - шаг вперед, по сигналу "Парус" - поднимают руки вверх.

Правила: Ребенок не сумевший сохранить положение правильной осанки или сделавший ошибку при выполнении команды, выходит из игры, подходит к стене и принимает положение правильной осанки, стоя спиной к стене (пятки, икроножные мышцы, ягодицы, лопатки, затылок касаются стены, живот подтянут, руки внизу ладонями вперед).

Спрыгни в воду

Цели: формирование правильной осанки, развитие координации и быстроты движений в крупных и мелких мышечных группах.

Дети стоят на гимнастических скамейках, в положении строевой стойки. По команде "Спрыгни в воду!" они спрыгивают на пол и разбегаются по залу в разных направлениях. По команде "Большие волны, быстро из воды!" дети встают на скамейки, занимая свободные, ближе к ним оказавшиеся места

Правила: спрыгивая со скамейки бесшумно, мягко приземляясь;

занимать свободные места на скамейках быстро, не толкая друг друга;

игра может проводиться с выбыванием: дети, приземляющиеся неправильно, по указанию воспитателя подходят к зеркалу и принимают положение правильной осанки под зрительным самоконтролем.

Поднять паруса

Цели: формирование правильной осанки, укрепление мышц нижних конечностей и мышц участвующих в формировании свода стопы.

Дети делятся на две команды (экипажи) и занимают гимнастические скамейки (яхты) в положении стоя на носках, руки вверху. По сигналу воспитателя "Убрать паруса" они сходят со скамейки и разбегаются по залу в разных направлениях. По сигналу "Поднять паруса" дети должны быстро занять свои места и принять положение стоя на носках, руки вверху. Выигрывает команда, экипаж которой быстрее поднял паруса.

Правила: 1) действовать строго по сигналу;

занимая места на гимнастических скамейках, не толкать друг друга;

на скамейках стоять на носках, руки вверху;

те, кто не смог сохранить равновесие, отходят в сторону и по указанию воспитателя выполняют стойку на носках на полу, пропуская одну игру.

 

Руководитель физического воспитания

Пулко О.А.

свернуть

Физическое воспитание детей в семье: ключевые моменты

 

Ранний возраст

     Особенностями двигательного поведения детей раннего возраста (от года до трёх лет) являютсяовладение ходьбой и развитие координации движений. Кроме того, ребёнок активно усваивает бег, причём многие дети бегают гораздо успешнее, чем ходят. Эта особенность двигательного поведения определяется тем, что частота движений, как и скорость обменных процессов, у ребёнка выше, чем у взрослых и более старших дошкольников; процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, поэтому малышу легче двигаться, чем стоять на одном месте. Однако основные двигательные навыки (ходьба, прыжки и т.д.) ещё не сформированы как произвольные, чаще всего они непреднамеренны, направления их случайны.

   В этом возрасте дети начинают осваивать лазанье. Интерес к этому двигательному навыку проявляется в стремлении ребёнка перелезать через какие-либо предметы: диванные подушки и кресла, скамейки, поваленные деревья, в попытках залезать в кукольную кроватку или в ящик для хранения игрушек.

     Основным мотивом для выполнения физических упражнений является совместная подвижная игра с взрослым.

   Двигательная активность детей 1-3 лет во многом определяется созданной в семье предметно-развивающей средой. Необходимо выделить в квартире место, застелить его ковровым покрытием, на котором ребёнок сможет самостоятельно бегать, прыгать и ползать, а также играть в такие игры, как "Прокати шарик в ворота", "Сбей кегли", "Допрыгни до колокольчика" и т.д.

   Ключевыми предметами, стимулирующими проявление двигательной активности служат игрушки-каталки на колёсиках (с верёвкой или палочкой), шары разного размера и фактуры и набор для игры с ними: воротики, кегли, корзина, кубики, желоб-скат и т.д.

  Использование игрушек-каталок способствует формированию навыков правильной и рациональной ходьбы, в том числе с изменением скорости, ритма и направления движения; ходьбы по ограниченной поверхности. Шары и атрибуты для игр стимулируют развитие глазомера, ловкости, выносливости, координации движений.

 

Возраст 3-5 лет

   В возрасте от 3 до 5 лет у ребёнка происходит формирование двигательных умений и навыков на основе подражания действиям взрослых или сверстников.

    Особенностями двигательного поведения детей этого возраста является совершенствование навыков ходьбы, бега, лазанья, а также освоение таких форм движения, как езда на трёхколёсном велосипеде, катание на лыжах, выполнение движений с предметами упражнений на тренажёрах.

   Ведущая роль в этот период отводится овладению различными формами прыжков, метания, освоению упражнений в сохранении равновесия (при ходьбе по ограниченной поверхности: скамейке, бревну, снежному буму, бордюрному камню и т.д.). Особенно интенсивно в этом возрасте формируются навыки метания.

      Постепенно у детей 3-5 лет возникает интерес к правильности выполнения движений, их соответствия заданному образцу, а также с новыми сочетаниями ранее освоенных движений. "Мама, смотри, как я умею!" - всё чаще доносится с детской площадки.

    Основным мотивом для выполнения детьми физических упражнений остаётся совместная подвижная игра с взрослым и другими детьми и желание закрепить новые умения и навыки. На пятом году жизни соревновательный момент и ориентир на личный выигрыш также становится значительным побудительным мотивом к успешному овладению новыми движениями.

    В условиях семейного воспитания детям необходимо создать определённую развивающую среду: предоставить в свободный доступ велосипед, санки, качели, подвесную сетку-мешок для метания мячей, простейшие тренажёры, мяч-прыгунок, лыжи.

  Дома необходимо оборудовать место для самостоятельной двигательной активности детей, освободив участок комнаты и застелив его ковровым покрытием.

    Но если без тренажёров и сетки для метания можно обойтись, то есть одна игрушка, без которой жизнь младшего дошкольника была бы тусклой и бледной. Это - мяч. Именно мяч является ключевым предметом, способствующим развитию координации движений, ловкости, быстроты реакции, меткости, согласованности своих действий с действиями других участников игры.

 

Старший дошкольный возраст

    Старший дошкольный возраст (5-7 лет) - период интенсивного формирования двигательных навыков. Движения детей становятся более осознанными, точными и скоординированными. Развивается способность понимать и принимать задачу, поставленную взрослым, возрастает стремление добиваться хороших результатов при выполнении заданий.

   Особенностями двигательного поведения старших дошкольников являются преднамеренный характер выполнения движений; дальнейшее совершенствование навыков движений.

    Основные мотивы для выполнения детьми физических упражнений:

  • совместные игры с взрослым и сверстниками, причём на первый план выходят игры с элементами соревнований и командные, в которых от игроков требуется чёткое выполнение правил и ориентировка на общий выигрыш;
  • стремление к самосовершенствованию в двигательной деятельности.

    В совершенствовании движений  большую роль играют личные вкусы дошкольников. Для многих детей привлекательными становятся упражнения, в которых они "физически компетентны" (кому-то по душе занятия гимнастикой и фигурным катанием, а кому-то - игра в хоккей).

Поддержка интереса детей к занятиям спортом и одновременно повышенное внимание к возможным перегрузкам - главная задача педагогов и родителей.

  Ребёнку стоит приобрести универсальные игрушки, которые позволяют взрослым организовать интересную ежедневную практику детей. К их числу относится мяч, скакалка, дартс (мишень с дротиками).

 Игры со скакалкой способствуют развитию ловкости, координации движений, быстроты. Для девочки шести лет умение прыгать через короткую скакалку означает переход к играм "больших девочек-школьниц", а значит, возможность быть принятой в совместные игры с ними.

    Дартс является тем спортивным атрибутом, который позволяет привлечь к играм и занятиям с детьми пап и дедушек. На начальных этапах обучения рекомендуется использовать безопасный дартс (с шариками на липучках или магнитными дротиками), а затем перейти к играм с настоящими дротиками-стрелками.

Руководитель физического воспитания

Кулеш В.Ф.

свернуть

Какой спорт полезен ребенку?

 Все родители хотят, чтобы дети росли здоровыми,а для этого надо заниматься спортом. Для детей до 6 лет речь должна идти об элементах спорта, которые могут стать основой для индивидуальной зарядки ребенка.

     Прежде чем записываться в какую-нибудь секцию, следует:

  • обследовать ребенка, проконсультироваться со специали­стами о том, какие виды спорта ребенку противопоказаны;
  • прислушаться к пожеланиям ребенка.

      С наступлением зимы детям с полутора лет можно устраи­вать игры на улице с санками. Но перед тем как позволить ре­бенку самостоятельный спуск с горы, съезжайте с ним вместе, потом вместе тяните санки наверх, чтобы у малыша запечатлел­ся в памяти весь комплекс обязанностей. Постарайтесь найти единомышленников для совместных игр.

    С 2,53,5 лет ребенок уже может освоить лыжи. Подберите лыжи по росту ребенка (до конца вытянутых пальцев вытянутой руки), а не на вырост. Сначала шагайте без палок, потом с палками. Увеличивайте время прогулки на лыжах от 10 до 40 минут (если ваш малыш не устает, можно и больше). Лыжи — универсаль­ное средство для здоровья (совершенствуются бронхолегочная, сердечно-сосудистая, нервная системы и т. д.).

    Плавание предупреждает сколиоз. Старайтесь как можно раньше научить ребенка плавать, тогда и осанка будет хорошая, и руки сильные, и дыхательная система в норме.

   С 3-х лет дети могут понемножку кататься на устойчивых ро­ликах, но только при самом активном участии взрослых.

   В этом же возрасте дети начинают ездить на вело­сипедах. До велосипеда можно освоить самокат: ребенок научится держать равновесие, отталки­ваться обеими ногами попеременно для рав­номерного развития мышц. При выборе велоси­педа важно, чтобы его размеры соответствовали росту ребенка, так как от этого зависит развитие костного скелета, связочного аппарата, формирова­ние осанки.

  С 5-ти лет можно понемножку заниматься конь­ками, только соблюдайте правила безопасности. Катайтесь при небольшой минусовой температуре. Известно, что фигур­ное катание улучшает работу сердца и сосудов.

     Гимнастикой можно заниматься с 34 лет. Восточными единоборствами — не ранее 6,57 лет. Если умеренно за­ниматься разнообразными видами спорта, ребенок будет гармо­нично физически развиваться.

  Помните: организуя подвижное активное детство, вы избавляете своего драгоценного любимого ребенка от многих проблем с харак­тером и со здоровьем. Спортивный образ жизни — это не только полноценное физическое развитие, это хорошая тренировка нервной системы и воспитание характера.

   Занятия физкультурой и спортом обеспечивают улучшение дея­тельности всех органов и систем, а также вызывают стимуляцию обменных процессов в организме.

   «Чем больше ребенок что-либо делает, бегает, играет, тем лучше он спит, тем легче варит его желудок, тем он быстрее растет, ... становится сильнее физически и ду­ховно». Эти слова принадлежат известному чешскому мыслителю-гуманисту и педагогу XVII в. Яну Амосу Коменскому.

Руководитель физического воспитания

Кулеш В.Ф.

свернуть

Спортивная форма на занятиях по физической культуре

Спортивная форма на занятиях - это обязательное условие их проведения. Ребенок получает полное физическое развитие, учится ползать, бегать, лазать.  Нужно помнить, что во время физических упражнений повышается потоотделение, поэтому в этой же одежде, в соответствии с санитарными требованиями, нельзя находиться далее в групповой комнате. Во всех возрастных группах физкультурные занятия имеют высокую моторную плотность, то есть 80-90% занятия дети двигаются, в результате чего одежда становится влажной и теряет былую чистоту.

       Поэтому для поддержания здоровой гигиены ребенку необходимо иметь для занятий форму. Кроме того, специальная одежда и обувь являются соблюдением техники безопасности. Спортивная форма не стесняет движений малыша, он может выполнять различные упражнения с большой амплитудой. 

      Давайте вместе заботиться о том, чтобы детям было комфортно не только на физкультурных занятиях, но и после них. К правильной форме одежды относятся: спортивная футболка, шорты, носочки, обувь. 
 

    1.Футболка. Футболка должна быть изготовлена из несинтетических, дышащих материалов, без декоративных элементов, отвлекающих внимание детей. Желательно, чтобы у всех детей группы были футболки определённого цвета. Это вырабатывает у детей командный дух при проведении эстафет и спортивных праздников. 
 

     2.Шорты. Шорты должны быть неширокие, не ниже колен. Многие дети приходят на занятие в бриджах, что мешает им выполнять основные виды движения, такие как прыжки, 
бег, упражнения на растяжку и т.д.

    3.Носочки. Носки лучше не слишком теплые, предназначенные для частых стирок. Белые, либо под цвет футболок.

   4.Спортивная обувь. Легкая спортивная обувь с прочной резиновой подошвой. Спортивная обувь при активных движениях должна надежно поддерживать стопу ребенка. Для профилактики травм важна плотная фиксация стопы и наличие негладкой, амортизирующей подошвы.

   5. В конце недели родители забирают спортивную форму домой и приносят в понедельник чистый комплект.

   6.Во время физических упражнений у ребёнка повышается потоотделение. Поэтому, надев спортивные шорты на колготки, воспитанник не получает должной теплоотдачи, что ведет к перегреву организма в целом. Этим и объясняется требование надевать носочки и шорты при проведении занятий физкультуры. 

      Так давайте сделаем так, чтобы  наши дети постоянно чувствовали заботу и поддержку, направленную не только на формирование внутреннего мира, но и на создание прекрасной внешней оболочки.

Руководитель физического воспитания

Пулко О.А.

свернуть

Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста

 

    Установлено, что двигательная активность детей раннего возраста находится в прямой зависимости от формы стопы. Раннее распознавание плоскостопия и своевременное его лечение путем общедоступных гимнастических упражнений помогут избавить детей от этого недостатка или, во всяком случае, уменьшить его. Поэтому профилактика плоскостопия в раннем возрасте имеет особое значение. Эта работа обязательно должна проводиться родителями дома.

Большую роль в профилактике плоскостопия имеет правильный подбор обуви для детей. Размер ее должен точно соответствовать форме и индивидуальным      особенностям стопы, предохранять стопу от повреждений, не затруднять движений и не вызывать чрезмерного давления на суставы, сосуды и нервы стоп. Обувь не должна быть слишком тесной или просторной. Детям с плоской стопой не рекомендуется носить обувь без каблуков на тонкой подошве. Высота каблука для детей раннего и дошкольного возраста должна быть 1,5-2 см.

Дети, страдающие плоскостопием, как правило, изнашивают внутреннюю сторону подошвы и каблука обуви.

Для предупреждения плоскостопия необходимо укреплять мышцы, поддерживающие свод стопы, что достигается применением общеразвивающих и специальных гимнастических упражнений, которые являются наиболее активным терапевтическим средством, не только компенсирующим дефекты стопы, но и исправляющим ее конфигурацию и резко повышающим функциональные возможности. Профилактические упражнения, укрепляющие свод стопы, должны включаться в занятия утренней гигиенической гимнастикой, использоваться на физкультурных занятиях, на прогулках, в подвижных играх.

Главное назначение корректирующих упражнений -укрепление связочно-мышечного аппарата стопы и голени на фоне общего развития и укрепления организма ребенка. Нужно выработать жизненно необходимые двигательные умения в беге, прыжках, лазании, метании, в выполнении упражнений в равновесии, в подвижных и спортивных играх.

Специально подобранные общеукрепляющие упражнения служат фундаментом, на котором строится локальная коррекция стопы.

Для укрепления здоровья и предупреждения плоскостопия детям необходимо ежедневно делать утреннюю гимнастику, проводить закаливающие процедуры, практиковать прогулки, походы в лес, бег, прыжки, плавание, катание на велосипеде; в теплое время года ходить босиком по грунту, а закаленным - вплоть до бега по снегу; в зимний период года кататься на коньках и лыжах, организовывать подвижные игры.

Игры-упражнения для профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста. 

«Проснулись-уснули».  Материал: скамейка или стул И.п. – сидя на краю скамейки или стула, прямые ноги вытянуты вперед, пятки стоят на полу. 1-2 – потянуть носки на себя («ножки проснулись»); 3-4 – потянуть носки к полу («легли спать»). 

"Совушки" Материал: канат, гимнастическая палка или обруч. переступать по канату приставным шагом правым и левым боком, пятка ставится на пол, пальцы стоп обхватывают канат. 

 «Бабочка» И.п. – тоже, стопы держим вместе. 1 - носки разводим в стороны, пятки вместе; 2 – носки вместе, соединяем вместе суставы больших пальцев («Бабочка машет крылышками»). 

«Поиграем с ежиком» Материал: массажный мяч «ёжик». Массируем мы ножки, Чтоб бегать по дорожке. И.П. стоя, руки на поясе. Покатывать мяч стопой от носка к пятке сначала правой ногой, затем левой.

Руководитель физического воспитания

Пулко О.А.

свернуть