ОТСМ-ТРИЗ-РТВ технология

Что такое ТРИЗ?


Изначальная идея ТРИЗ заключается в том, что разные задачи часто можно решить одинаковыми методами. В основе теории лежит несколько десятков готовых приемов и шаблонов решений, из которых нужно выбрать наиболее подходящие для конкретной задачи.

Изначально поставленную задачу приводят к некому общему виду, потом ищут для ее решения подходящий прием, а после применяют найденное решение к первоначально поставленной задаче. Сначала теорию применяли для решения технических задач, потом же стало понятно, что можно применять ТРИЗ для жизни и решения широкого спектра проблем.
Самую первую версию теории решения изобретательских задач разработал Генрих Саулович Альтшуллер (1926-1998), известный любителям фантастики под псевдонимом Генрих Альтов. Да, он не только изобретатель, но и талантливый писатель. Кстати, Генрих Альтшуллер очень много писал для детей. Не потому ли изобретенная им теория решения изобретательских задач применима даже для детских садов?
Показательно, что самая первая публикация, посвященная ТРИЗ, затрагивала преимущественно вопросы психологии изобретательства так и называлась «О психологии изобретательского творчества».

свернуть

Зачем нужна методика ТРИЗ в детском саду?

 

Мы все родом из детства, и основы будущей жизни человека закладываются именно в дошкольном возрасте. В это время маленький человек учится ходить и говорить, читать,   писать, слушать и понимать, общаться и выражать эмоции, и, конечно же, мыслить.

Сегодня творческое мышление нужно практически в любой сфере деятельности.

От того, как будет построена работа с детьми в детском саду, во многом зависит, насколько удастся развить творческое мышление у малышей. А, значит, и то, насколько хорошо они будут учиться, насколько удачно выберут профессию и смогут вписаться в современный мир. Задачи методики ТРИЗ как раз и состоят в обучении творческому подходу, и поэтому как нельзя лучше подходят для работы с дошкольниками.

Дети пока что не скованы шаблонами восприятия, они любознательны и непосредственны, они только познают эту жизнь. Поэтому им ничто не мешает воображать свой придуманный мир и самим решать, каким они хотят его видеть. В идеале детям нужно не только не мешать, но и всячески потакать их стремлению к творчеству и познанию всего нового.

свернуть

Группа "Умные Совята"

В нашем дошкольном учреждении воспитателями дошкольного образования первой квалификационной категории Амелько Е.В. и Шинтарь Е.А. активно внедряется в образовательный процесс ОТСМ-ТРИЗ-РТВ технология, педагоги являются членами областного клуба, в котором принимают активное участие.

свернуть

Использование ТРИЗ-технологии в речевом развитии детей дошкольного возраста

Перспективное планирование по образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения» с использованием ОТСМ-ТРИЗ-РТВ технологии

Дидактическое пособие "Часики"

Игра «Путешествие подсолнуха» техника Таймлайн (образовательная область «Ребенок и природа»)

Цель: формирование представления о растении, как живом существе.

Программные задачи:

  • формировать представление о стадиях роста, развития и дальнейшего использования подсолнуха в соответствии временными сезонами;
  • развивать мышление, воображение;
  • воспитывать интерес к объектам живой природы (растениям).

Ход игры

Выбирается объект живой природы (подсолнух), помещается вверх игрового поля и указывается маленькой неподвижной стрелкой.

Ребенку предлагается набор карточек с изображением стадий роста и развития растения, его переработки и использования.

Игра «В мире воды» техника Кроссенс

(образовательная область «Ребенок и природа»)

Цель: формирование представлений о свойствах объектов и явлений неживой природы.

Программные задачи:

  • формировать представление о свойствах воды;
  • развивать мышление, воображение в процессе рассказа о свойствах воды;
  • воспитывать интерес к явлениям неживой природы.

Ход игры

Представляем детям пособие «Часики». Выбираем объект неживой природы (вода).

Картинка помещается вверху пособия и указывается маленькой стрелкой, которая неподвижна.

Далее ребенку предлагается набор карточек, на которых изображены свойства объекта, необходимо расставить 9 изображений так, чтобы каждое предыдущее было связано по смыслу со следующим.

Ребенок выбирает карточку выставляя ее на игровое поле, указывая большой стрелкой, которая двигается по кругу.

Вода может замерзать - состояние воды твердое

Когда вода кипит, появляется пар - состояние воды газообразное

Если в воду поместить предмет – видно, что вода прозрачная

Ребенок рассказывает о свойствах воды.

Если бросить в воду сахар - вода растворяет некоторые вещества

В воде могут плавать предметы

Если в воду добавить красную гуашь - вода меняет свою окраску

Наклонив стакан с водой, вода выльется - состояние воды жидкое

В конце игры после описания всех свойств воды, большая стрелка приходит к названному объекту.

 

        

 

Игра «Юные модельеры»

 (образовательная область «Ребенок и общество»)

Цель: формирование социального опыта.

Программные задачи:

  • формировать представления об общественных учреждениях и их назначении в процессе изготовления одежды;
  • развивать воображение, мышление;
  • воспитывать уважение к труду взрослых.

Ход игры

Представляем детям пособие «Часики». Детям предлагается проблемная ситуация «Мальчику нужна одежда». Ребенку необходимо расставить 9 изображений (этапов) изготовления одежды, чтобы каждое предыдущее было связано по смыслу со следующим. Ребенок выбирает карточку выставляя ее на игровое поле, указывая большой стрелкой, которая двигается по кругу.

Игра «Теремок»

(образовательная область «Художественная литература»)

Цель: приобщение воспитанников к доступным им произведениям художественной литературы и фольклору.

Программные задачи:

  • формировать представления умения следить за развитием действия в произведении;
  • развивать логическое мышление, внимание;
  • воспитывать чувство сопереживания героям литературных произведений.

Ход игры

Представляем детям пособие «Часики». Детям предлагается воспроизвести сюжет знакомой сказки. Ребенок выбирает карточку выставляя ее на игровое поле, указывая большой стрелкой, которая двигается по кругу и рассказывает сказку.

 

Игра «Чудо - яблоко»

(образовательная область «Развитие речи и культура речевого общения»)

Цель: формировать умения формулировать ответы на вопросы, использовать элементы объяснительной речи.

Программные задачи:

  • формировать умения подбирать прилагательные, обозначающие свойства, качества, признаки предметов;
  • развивать воображение, мышление;
  • воспитывать желание говорить правильно.

Ход игры

Представляем детям пособие «Часики». Детям предлагается объект, «Яблоко» который выставляется вверх пособия. Вниманию ребенка предлагается куб с 5 «помощниками человека».

Рука -  ребенок называет качества объекта, при тактильного прикосновении и на что похоже (гладкое – как камень, шершавое - как кора дерева)

Глаз – большое – как, медведь, маленькое – как, божья коровка, красное – как, шарик.

Язык – сладкое – как, конфета, кислое – как, лимон, сочное – как, ягоды.

Нос – ароматное – как, цветок.

Называя качества объекта, ребенок выставляет поочередно картинки.

 

свернуть

Интегрированное занятие «Следы времени» с элементами ТРИЗ

Интегрированное занятие в старшей группе с элементами ТРИЗ по образовательным областям «Ребенок и общество», «Ребенок и природа», «Музыкальное искусство»

Тема: «Следы времени»

Программные Задачи:

  • формировать у детей представление о времени как о категориях прошлого, настоящего, будущего.
  • Расширить представления детей во время исследования при помощи органов чувств.
  • Развивать умения устанавливать связи и зависимости между объектами и явлениями природы; логическое мышление, воображение, внимание.
  • Воспитывать любознательность, познавательный интерес и исследовательскую культуру.

Оборудование и материал: коробка, морфологическая таблица на каждого ребенка, мольберт, набор картинок для игры «Поезд времени» на каждого ребенка, игрушка - динозавр, яблоко, виноград, сухофрукты, листья деревьев сырые и сухие, лист бумаги на каждого ребенка, простой карандаш, медальены на каждого ребенка, картинки следов динозавров и раскопок, плакат жизненный цикл человека, картинки органов чувств человека, колонка, звукозапись песни «Часики идут».

Предварительная работа: знакомство детей с морфологической таблицей, беседы о времена года, разучивание пальчиковой гимнастики «Апельсин» и музыкальной физкультминутки, просмотр познавательного мультфильма «Динозавры в прошлом».

Ход работы

- Ребята, предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие

Но для этого этим нам необходимо открыть волшебную коробку, а чтобы ее открыть, надо отгадать загадки.

С незапамятных времен,

Страх вселяет в сердце он,

И ходил на задних лапах,

Мощными зубами клацал! (динозавр) Висит на ветке колобок,

Блестит его румяный бок. (Яблоко)

Растут — зеленеют,

Упадут — пожелтеют,

Полежат — почернеют. (Листья)

Висит гроздь,

Прозрачная насквозь,

Созрела на жаре

И сок в кожуре! (Виноград)

- Ребята, вы знаете, когда жили динозавры?

- Ученые определили время, когда жили динозавры по их окаменелым следам, которые нашли во время раскопок.

- А кто из вас может сказать, что такое время? (длительность событий)

- Мы можем увидеть время? А пощупать, понюхать, услышать, попробовать на вкус?

- Значит, время - невидимка? Но даже в сказках невидимка оставляет следы. Давайте попробуем их поискать. Вперед к новым открытиям.

Мы 3 раза вокруг себя обернемся. И в гости к времени перенесемся. Один, два, три!

Ребята мы с вами превратились в ученых, которые любят исследовать

Основная часть

На мольберте появляются картинки со следами времени: периоды жизни человека.

-Ребята, посмотрите пожалуйста на картинку и назовите, на каких объектах мы можем увидеть следы времени?

Что нам подсказывает, что прошло какое-то время, и младенец стал вот такой девочкой?

-Это время оставило свой след.

-Что мы можем здесь СКАЗАТЬ: следы времени мы можем увидеть, хотя само время невидимо.

 

-А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Поезд времени» Перед вами картинки. Разложите их так, чтобы увидеть прошлое яблока…

-Что было с яблоком, прежде чем оно попало к нам на стол?

-Правильно. Из чего появляются яблочки на дереве?

- Молодцы. Но прежде чем яблоня зацвела, она была маленьким деревцем?

- Правильно, ребята. Саженец из чего вырос?

А росток?

Вот мы с вами увидели прошлое яблока.

- Мы можем потрогать руками следы времени?

Картинка глаз ПРИ ПОМОЩИ ЧЕГО МЫ УВИДИЛЕ СЛЕДЫ ВРЕМЕНИ

Воспитатель даёт потрогать детям на ощупь листья СЫРЫЕ, а затем сухие…

-Ребята, какой этот (СЫРЫЕ) листок на ощупь?

А этот? (даёт потрогать сухие листья)

- Ребята время оставило след на этом объекте, листья стали сухие, желтые, хрупкие…

-Какой мы можем сделать вывод? Следы времени мы можем потрогать, хотя само время неощутимо.

Картинка рука ПРИ ПОМОЩИ ЧЕГО МЫ УВИДИЛЕ СЛЕДЫ ВРЕМЕНИ

А сейчас немного разомнемся.

Музыкальная физминутка «Часики идут»

- А сейчас я предлагаю вам попробовать время на вкус.

Давайте подойдём к столу и посмотрим, что же там лежит.  Воспитатель даёт детям попробовать виноград, и сухой изюм.

-Что вы можете сказать про вкус? Чем отличается вкусы этих объектов? Здесь мы можем попробовать следы времени, хотя само время вкуса не имеет.

Картинка язык ПРИ ПОМОЩИ ЧЕГО МЫ УВИДИЛЕ СЛЕДЫ ВРЕМЕНИ

 

- Сделаем вывод: Самого времени не видно, но оно оставляет следы на объектах природного и рукотворного мира.

- Предлагаю Вам, проверить наши выводы в игре.

Пальчиковая гимнастика «Апельсин»

«Морфологическая таблица»

- Ребята, посмотрите на таблицу. Сверху, по горизонтали расположены картинки, на которых изображены времена года. Назовите их.

По вертикали расположены картинки, на которых изображены объекты живой природы. Назовите их.

- Ребята, вам необходимо заполнить таблицу. Например, медведь спит. В какое время года медведь спит? Правильно, теперь я нахожу где соединяются время года зима и объект медведь и ставлю точку

Теперь вы, ребята, возьмите карандаш, подумайте внимательно, где вы поставите точку и приступайте…

Затруднение в игровой ситуации: Объясните необычное сочетание объектов медведь спит летом.

- Мы в гостях у времени тоже можем оставить следы. Отпечатки своих ладошек. (обрисовать ладошки).  Коробка сохранит ваши ладошки до выпуска из детского сада. И вы сравните, как выросли за это время.

- Мы 3 раза вокруг себя обернемся. И в детский сад опять вернемся. Один, два, три!

Заключительная часть (рефлексия)

- Ребята, подошло к концу наше путешествие по времени. Что вам понравилось в нашем путешествии? Что было трудным?

- Я хочу подарить вам свою копилку. Думаю, вы сможете её пополнить предметами и картинками, отражающими следы времени.

свернуть

Интегрированное занятие с элементами ТРИЗ «Приключения в королевстве Тризляндия»

План-конспект интегрированного занятия с элементами ТРИЗ в старшей группе (5-6 лет)

Образовательная область: «Ребенок и общество», «Ребенок и природа», «Музыкальное искусство»

Тема: «Приключения в королевстве Тризляндия»

Программные задачи:

  • способствовать формированию социального опыта на основе включения в игру, через решение проблемной ситуации с помощью методов технологии ТРИЗ;
  • развивать умение выстраивать причинно-следственные связи, способность сравнивать объекты по признакам;
  • развивать логическое мышление, память, воображение;
  • воспитывать чувство доброжелательности и отзывчивости, умение работать в коллективе.

Предварительная работа: беседа «Что ты знаешь о……», решение проблемных ситуаций, интервью «Юный изобретатель», разгадывание ребусов, составление загадок о природе, чтение художественной литературы, разучивание музыкальной физминутки «Весёлые человечки», настольная игра «Найди отличия», словесная игра «Было-стало», упражнение «Поезд времени», дидактическая игра «Кто больше знает о себе».

Материалы и оборудование: ширма (ворота королевства), послание, сундук, ключ целый и ключ из 6 частей, корона, мольберты 8 шт, задание 1 – 8 листов формата А3 с картинками и карандаши на каждого ребенка; задание 2 – 5 картинок для показа; задание 3 – 8 мягких модулей с изображением Злодея-чародея; задание 4 – 21 картинка и набор магнитов; задание 5 – 8 медальонов, 4 картинки и яйцо; задание 6 – стенд и набор картинок 9 шт; 8 медальонов «Умные совята»; атрибуты к танцу; музыкальное сопровождение.

Ход занятия

  1. Организационный момент: встреча с Королевой.
  2. Проблемная ситуация «Проказы Злодея-чародея»
  3. Задание - 1. Игра «Все перепуталось» (метод системного анализа)

Цель: закрепить умения подбирать антонимы, противоположные по значению.

Дети находят и соединяют предметы антонимы.

  1. Задание - 2. Игра малой подвижности «Веселые человечки» (метод ММЧ моделирование маленькими человечками)

Цель: дать детям представление о том, что все предметы и явления состоят из множества разных маленьких человечков (твердых, жидких, газообразных), которые ведут себя по-разному.

Дети называют и отражают действия природных объектов с помощью маленьких человечков.

  1. Задание - 3. Игра «Фоторобот Злодея-чародея» (метод фокальных объектов)

Цель: развивать монологическую речь, память, внимание, фантазию.

Дети из модулей составляют фоторобот «Злодея-чародея по представлению»

  1. Музыкальная физминутка «Веселые человечки»
  2. Задание - 4. Игра «Наши помощники»

Цель: способствовать формированию знаний об определении роли органов чувств, в восприятии окружающего мира.

Дети соотносят картинку природного и рукотворного мира с изображением органов чувств.

  1. Задание - 5. Игра «Поезд времени» (метод воспроизведения)

Цель: формировать умение выстраивать логические последовательности, происходящие с объектом во времени.

Дети составляют жизненный цикл объекта.

  1. Задание - 6. Игра «Волшебный экран» (метод системного оператора «девятиэкранка»)

Цель: развитие системного логического мышления, позволяющее видеть объект одновременно в структурном, временных аспектах, а также его антисистему.

Дети заполняют волшебный экран (прошлое, настоящее, будущее).

  1. Подведение итогов занятия (рефлексия), вручение детям памятных медалей.

 

свернуть