Скоро в школу

Памятки для родителей будущих первоклассников.

 

 

Что важно сделать перед школой?

1. Развивать мелкую моторику руки ребёнка.

2. Сформировать интерес к книге.

3. Приучить соблюдать режим дня.

4. Сформировать навыки самообслуживания, самостоятельности.

Помните!

· Характер формируется до 3-х лет.

· До 7 лет идёт интенсивное интеллектуальное развитие ребёнка.

Как родители могут помочь ребенку избежать некоторых трудностей

1. Организуйте распорядок дня:

• стабильный режим дня;

• сбалансированное питание;

• полноценный сон;

• прогулки на воздухе.

2. Развивайте самостоятельность у детей

Проверьте, как эти навыки развиты у вашего ребёнка!

1. Самостоятельно или после напоминаний ребёнок исполняет каждодневные правила личной гигиены (чистит зубы, умывается, чистит обувь, одежду и т.д.).

2. Выполняет утреннюю гимнастику.

3. Может отказаться от вредных, нежелательных продуктов (жевательная резинка и др.)

4. Умеет проводить элементарную гигиеническую обработку продуктов (помыть яблоко, апельсин).

5. Умеет самостоятельно одеваться, быть опрятным.

6. Умеет содержать свои игрушки и вещи в порядке.

7. Умеет самостоятельно занять себя интересным делом.

8. Умеет отдыхать, восстанавливать потраченную энергию.

Через самостоятельность к организованности!

3. Формируйте у ребенка умения общаться:

• обратите внимание на то, умеет ли ваш ребенок вступать в контакт с новым взрослым, с другими детьми, умеет ли он взаимодействовать, сотрудничать.

4. Уделите особое внимание развитию произвольности:

• учите ребенка управлять своими желаниями, эмоциями, поступками. Он должен уметь подчиняться правилам поведения, выполнять действия по образцу.

5. Ежедневно занимайтесь интеллектуальным развитием ребенка:

• во время прогулок наблюдайте изменения в природе. Обращайте внимания на различные явления природы (дождь, снег, радуга, листопад, туман, ветер, тучи, буря, рассвет, закат);

• выучите названия времен года. Тренируйте умения определять время года на улице и картинках;

• используя лото и книги, учите с ребенком названия животных, растений, предметов быта, школьных принадлежностей, определяйте их особенности и назначение.

• развивайте связную речь детей. Учите пересказывать сказки, содержания мультфильмов, детских кинофильмов;

• составляйте рассказы по картинкам; следите за правильным произношением и дикцией детей. Проговаривайте скороговорки;

• можно заниматься с ребенком звуковым анализом простых слов (дом, лес, шар, суп). Научите находить слова имеющие, например, звук «л».

• знакомьте ребенка с буквами и их печатным изображением, а так же звуком, обозначающим конкретную букву;

• научите ребенка различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), сравнивать и различать предметы по величине (больший, меньший) и цвету;

• научите ребенка считать до 10 и обратно, сравнивать количество предметов (больше, меньше, столько же). Познакомьте с изображением цифр (не надо учить их писать, только знать);

• научите определять положение предметов на плоскости, знать слова, обозначающие местоположение, и правильно понимать их значения: впереди, сзади, справа, слева, сверху, над, под, за, перед.

Внимание! Ребенок 5-6 лет не может работать долго, 10-15 минут - временной предел, а потом он должен отдохнуть, отвлечься. Поэтому все занятия должны быть рассчитаны на 10-15 минут

6. Тренируйте руку ребенка:

• развитию мелкой моторики руки ребенка помогут рисование, штриховка, раскрашивание небольших поверхностей, нанизывание бусинок, пуговиц, лепка, определение вслепую формы предметов (сначала самых простых, потом можно усложнять), игры с мелкими предметами (мозаика).

Внимание! При выполнении любых письменных заданий следите за правильным положением ручки (карандаша), тетради, позой школьника! Рука не должна быть сильно напряжена, а пальцы - чуть расслаблены.

• копируйте фигуры. Это задание способствует развитию координации, умению правильно воспринимать фигуры, расположенные на плоскости листа, различать прямые, кривые, наклонные соблюдать соотношение штрихов и положения фигур между собой.

Внимание! При выполнении графических заданий важны не быстрота, не количество сделанного, а точность выполнения - даже самых простых упражнений.

Продолжительность работы - 3-5 минут, затем отдых, переключение и. если не надоело, еще 3-5 минут работы. Не переходите к следующим заданиям, если не освоено предыдущее, линии должны быть четкими, ровными, уверенными.

На этапе подготовки:

• избегайте чрезмерных требований к ребенку;

• предоставляйте право на ошибку;

• не думайте за ребёнка;

• не перегружайте ребёнка;

• не пропустите первые трудности и обратитесь к узким специалистам (логопед, психолог, физиолог, дефектолог, педиатр);

• устраивайте ребенку маленькие праздники

свернуть

Как подготовить ребенка к школе и развить его способности

 

 
Подготовка к школе — серьёзная и трудная задача. От её решения во многом зaвисит желание и готовность ребёнка учиться его адаптация в школе и классе, психологическое благополучие первоклассника. Именно поэтому каждый ответственный и любящий родитель задаётся вопросом: как создать необходимое условия для развития своего ребёнка и его успешной подготовки к обучению в школе. В качестве ответа на него предлагаем несколько пoлезных практических рекомендаций.
 
Большое внимание уделяйте чтению. Начиная с рождения ребёнка важно обращать внимание на его речевое развитие. Родителям, прежде всего матери, нужно много беседовать с ребёнком, выразительно читать, а лучше декламировать наизусть стихотворные тексты (потешки, песенки и др.) максимально передавая эмоции, умело интонируя, сопровождал живой мимикой, при этом поддерживая с ребёнком контакт глаз. В этом случае малыш не только будет чувствовать себя более уверенно, но и быстрее освоит родную речь. А это в будущем благоприятно скажется и на развитие мышления и других психических функций. Постепенно список для прослушивания должен пополняться более объемными и сложными произведениями, с учетом взросления ребенка.
 
Обязательно обсуждайте читаeмoe с ребенком произведение. Весьма распространённой ошибкой родителей является уверенность в том, что достаточно регулярно читать ребёнку народные сказки и произведения признанных мастеров художественного слова.
 Во-первых, нужно принимать во внимание, что малыш ещё не обладает большим запасом представлений и жизненным опытом, поэтому многое из услышанного просто не понимает. Следует сразу, по ходу чтения, давать пояснения, интересоваться у ребёнка, как он понимает значение того или иного слова, предлагать необходимые разъяснения.
Во-вторых, малыш может сделать из почитанного неправильный вывод, не поняв мотивов поступков героев, не сумев установить причинно-следственные связи, неверно оценив кaчества личности персонажей. Поэтому необходимо обсуждать с ребенком героев произведения, побуждать подбирать эпитеты, характеризующие различных персонажей, выражать свое отношение к ним с указанием причин расположения или неприязни, таким образом постепенно подводить ребенка к основной мысли автора, морали произведения.
 
Тщательно отбирайте художественные произведения, предлагаемые ребенку для прослушивания и чтения. Книги должны соответствовать возрасту ребенка, его интересам, содержать идеи гуманистической направленности, быть красиво оформлены. Важно самому перечитать произведение, подумать, все ли будет ребенку понятно, чему оно учит.
Сами читайте художественную литературу, в том числе современные произведения белорусских и зарубежных авторов для детей, обсуждайте в семье литературные новинки. Личным примером побуждайте ребенка к чтению, знакомству с окружающим миром через книги и общение.
 
Посещайте с ребенком библиотеку, научите самостоятельно выбирать книги, пользоваться каталогом. Это стимулирует интерес к чтению, дает возможность приобрести умения работы с информацией, классификации, структурирования.
Не бойтесь признаться, что чего-то не знаете. Ищите ответы на возникающие у ребенка вопросы вместе, приучайте его самостоятельно добывать знания. используя энциклопедии, словари, интернет и др.
Стимулируйте любознательность ребенка, побуждайте его задавать вопросы, интересоваться причинами происходящего вокруг и с ним самим. Важно, чтобы ребенок не боялся спрашивать, не соответствовать ожиданиям окружающих, признаться, что ему что-то непонятно, чувствовал поддержку со стороны родителя, готовность помочь.
Не устанавливайте для ребенка границ в приобретении знаний. Зачастую родители ограничивают своего ребенка, говоря, что он еще мал, чтобы справиться с чем-либо, ему еще рано знать .слишком сложно, это будут потом изучать в школе и т.д. Так возникший интерес, не получив подкрепления, угасает, теряется инициативность, желание экспериментировать, теряется вера в себя и свои способности.
 
Приучайте ребенка планировать свою деятельность и самостоятельно анализировать осуществление отдельных этапов и полученных результатов. Это касается режима дня, чередование труда и отдыха, объема и сроков выполняемых заданий. Необходимо обсуждать с ребенком его планы на день, неделю, ближайшие цели и планы на будущее, определять приоритетные и второстепенные задачи, обращать внимание на время, которое он затрачивает на какое-либо действие, упражнение. Кроме того, следует побуждать его анализировать ход и результаты своей работы, спрашивать, что случилось, а что нет, почему, отслеживать динамику выполнения различных действий и заданий. На основе такого анализа и самоанализа приучать ребенка вносить коррективы в свои дальнейшие планы.
 
Повышайте общий уровень осведомленности ребенка об окружающей действительности. Например, о животном и растительном мире, технике и транспорте, профессиях. Для этого можно использовать различные видеоролики, мультимедийные презентации. Интересной формой совместной деятельности с ребенком является составление лэпбуков (тематических или интерактивных самодельных бумажных папок-книжек с конвертами, окошками, подвижными деталями, которые малыш сам наполняет, перекладывает, осмысливая, запоминая и закрепляя изученное в игре).
 
Приучайте ребенка обращать внимание на общий принцип решения любой задачи. Важно нацелить ребенка на понимание сути задания, а не бездумное копирование по образцу, указать возможность использования прошлого опыта. В этом случае изменение условий в новых задачах будут вызывать у него не страх неудачи, а желание проявить свои творческие способности.
 
Уделяйте внимание физическому развитию ребенка, его общей физической подготовке. Ребенку необходима двигательная активность, но правильно организованная, с учетом состояния здоровья, возрастных и индивидуальных возможностей. Обеспечить ее помогут ежедневная зарядка (лучше совместно с родителями),подвижные игры со сверстниками, с членами семьи),регулярные прогулки на свежем воздухе, походы(пешие, велосипедные и др.). Большое значение имеет регулярность, систематичность занятий физкультурой, совместная деятельность с родителями, их личный пример. Благодаря таким занятиям у ребенка формируется ответственное отношение к своему здоровью, верное представление о своем теле и физических возможностях, способах самосовершенствования.
 
Развивайте творческие и художественно-эстетические способности ребенка. Вместе посещайте музеи, выставки, картинные галереи, знакомьте с работами известных художников, прививайте любовь к прекрасному, учите получать эстетическое наслаждение от соприкосновения с искусством.
 
Побуждайте ребенка к созданию собственных произведений на заданную тему (с использованием разных техник рисования, аппликации, коллажа, витража, лепки, вышивания, вязания, валяния и др.). Подобная работа будет содействовать развитию творческих способностей, а также мелкой моторики, восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания.
 
Развивайте музыкальные способности ребенка. Вместе слушайте музыкальные произведения разных стилей и жанров, посещайте концерты, делитесь своими впечатлениями, обсуждайте. учите описывать свои чувства, возникающие в воображении образы. Знакомьте со способами отображения одной и той же темы с помощью разных инструментов, аранжировок, учите ребенка находить близкий ему по звучанию вариант, формируйте музыкальный вкус. Если у ребенка есть музыкальный слух и желание, предоставьте ему возможность заняться вокалом или научиться играть на музыкальном инструменте, поступить в музыкальную школу. После учебного года в музыкальной школе ребенку будет легче адаптироваться к обучению в общеобразовательной школе.
 
Вовлекайте ребенка в совместную деятельность. Важно, чтобы он чувствовал себя частью семьи, свою значимость для вас, учился сотрудничать при выполнении различных заданий, стремился помочь, приобрести полезные умения и навыки, разобраться с вашей помощью в сути происходящего вокруг с ним. Это касается любой деятельности ребенка: игровой, коммуникативной, познавательной, двигательной, трудовой и т.д. Например, совместная уборка, стирка, рукоделие, участие в приготовлении пищи, сервировка стола, уходе за домашними животными, занятия физкультурой и спортом и др.
 
Желаем успехов!
свернуть

Не за горами первый класс

 

 

 

Психологи сравнивают поступление ребёнка в школу с революцией в его сознании. Всё меняется для малыша: его окружение, режим дня, поведение. Словом, достаточно сильно изменяется привычный образ жизни. Но самое важное – меняется социальный статус ребёнка. Теперь он становится школьником, у него появляются новые серьёзные обязанности, для выполнения которых необходимы ответственность и усидчивость. Первоклассник должен выполнять и другие обязанности. Его поведение должно соответствовать общепринятым школьным правилам, он должен уметь находить контакты со сверстниками, проявлять и развивать навыки самостоятельности. Как правильно подготовить малыша к поступлению в школу, что надо сделать, чтобы этот сложный и важный момент не превратился для него в моральную травму? Как сделать, чтобы ребёнок поменьше уставал, не переутомлялся и вместе с тем не оказался среди неуспевающих, как избавить его от возникающих вредных привычек, порой связанных с появлением необъяснимых страхов и неврозов, как организовать его правильный досуг и разумный отдых? Что предпринять, если ребёнком вдруг овладевает замкнутость и он не находит контактов с педагогом и сверстниками? Большинство ответов вы можете получить у специалистов дошкольного учреждения. Более того, Приобретённые ребёнком в детском саду навыки и умения помогут ребёнку проявиться в учёбе, формируя интерес к ней, а также стремление к самостоятельной созидательной деятельности. Каждый из нас знает старую истину – любую болезнь легче предупредить, чем затем лечить. Поэтому родители должны предопределять поступки малыша заранее, руководствуясь известным педагогическим приёмом, который называется «забегание вперёд». Заниматься развитием необходимых качеств у ребёнка можно буквально каждую минуту, не отрываясь от привычных домашних дел или используя для этого время, которое обычно уделяется телевизору. Конечно, от взрослых это требует немало усилий, но зато и результат окажется не напрасным.

Источник: кн. И.А. Агаповой, М.А. Давыдовой «Комплексная подготовка детей к школе».

Интеллектуальная готовность к школе.

Изменяющиеся условия обучения и воспитания, совершенствование программ школьного обучения требует пересмотра и уточнения критериев интеллектуальной подготовки детей к школе и её значения. В отечественной педагогике и психологии считается общепринятым, что развитие интеллекта происходит не спонтанно, а в процессе обучения. К.Д. Ушинский доказывал, что развитие речи у детей тесно связано с развитием мышления, и указывал, что мысль и язык находятся в неразрывном единстве. При этом он считал, что умственные способности у детей развиваются в процессе ознакомления с произведениями народного творчества, с природой, в результате наблюдения. Е.И. Тихеева в первую очередь обращала внимание на развитие речи детей, с этой целью так же рекомендовала широко использовать наблюдения, связанные с рассказыванием, игры, изучать явления природы. Важным средством умственного воспитания она считает ручной труд, основной целью которого является развитие не руки, не глаза, а ума ребёнка. Интеллектуальная готовность к школьному обучению по мнению Л.С. Выготского, заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития мыслительных процессов, т.е. в качественных особенностях детского мышления. А.В. Запорожец выделял общую, специальную и психологическую готовность. Общая же, в свою очередь, предполагает интеллектуальную. Обобщённые знания о простейших взаимоотношениях явлений природы и общественной жизни, сформированность обобщённых способов умственной деятельности у старших дошкольников имеют существенное значение для интеллектуальной подготовки к школе. А.В.Запорожец отмечает, что интеллектуальная подготовка «должна заключаться не только и не столько в обучении ребёнка каким-либо специфическим знаниям и умениям, сколько в общем развитии его умственных способностей и познавательных интересов, в формировании умения наблюдать, анализировать, сравнивать и обобщать наблюдаемые явления и на основе этого делать определённые выводы и умозаключения. Я.Л. Коломинский подчёркивает, что интеллектуальная готовность как один из компонентов входит в психологическую готовность. Дети, поступающие в первый класс должны иметь достаточно высокий уровень интеллектуального развития. Долгое время об уровне интеллектуального развития судили по количеству выявленных у ребёнка знаний, по объёму его «умственного инвентаря». Но это совсем не так. Конечно же, определённый кругозор, запас конкретных знаний о живой и неживой природе, людях и их труде, общественной жизни, необходимы шестилетнему ребёнку как фундамент, основа того, что будет им в дальнейшем освоено в школе. Однако это не единственное мерило интеллектуальной готовности, важнее достаточная развитость познавательных процессов, умение сравнивать анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы. В случае нормального развития интеллектуальной готовности - ребёнок хорошо ориентируется в окружающем, правильно осмысливает полученные сведения, хорошо решает поставленные перед ним задачи может дать свою оценку происходящему. Если интеллектуальное развитие не достигло своей нормы для данного возраста, у ребёнка не возникает желания заниматься учебной деятельностью, так как не сформированные мыслительные процессы не позволяют осуществить эту деятельность. М. Безруких, О. Белановская отмечают, что готовность к школе определяется не только уровнем развития интеллекта, важен не столько объём тех сведений и знаний, которые имеет ребёнок, сколько их качество, степень осознанности, чёткость представлений. Важнее не учить ребёнка читать, а развивать речь, способность различать звуки; не учит писать, а создавать условия для развития тонко координированных движений руки и пальцев.; развивать способность ребёнка слушать, понимать смысл прочитанного, умение распознавать, т.е. важен не объём знаний ребёнка, а качество его мышления. Таким образом, видно существование разных подходов к проблеме интеллектуальной готовности детей к школе. Обобщив все исследования можно дополнить компоненты и критерии «Образовательного стандарта» и сделать вывод, что акцент при определении компонентов и критериев интеллектуальной готовности детей к школе делается на развитии мышления и речи.

свернуть

Готовимся к школе

Экскурсия наших воспитанников в СШ № 4

С целью преемственности в работе дошкольного и начального образования с воспитанниками старшей группы № 2 была организована экскурсия в СШ №4.Она была направлена на то, чтобы познакомить ребят со школьной жизнью и заинтересовать их в получении новых знаний. Перед будущими школьниками открылся новый мир удивительной школьной жизни с ее длинными коридорами, светлыми и уютными классами, приветливыми учителями. Наши воспитанники побывали в кабинете труда для девочек и отдельно для мальчиков, в тренажерном зале, а еще в кабинете химии, где учитель показала несколько необычных опытов. Особый интерес вызвал школьный музей ,где ребята познакомились с разнообразием часов, а также побывали в комнате, которая рассказывает об истории войны. Экскурсия всем очень понравилась. Ребята вернулись в детский сад с морем положительных эмоций  и желанием поскорее пойти в школу.

Воспитатель: Когтева Н.Б

 

свернуть