Кибербезопасность

Памятки по киберпреступности

Безопасность ребенка в сети интернет

 

Интернет позволяет получать тонны информации в одно мгновение. Но есть и обратная сторона медали — контент в Сети не всегда предназначен для психики ребёнка, поэтому нужно принимать меры по обеспечению безопасности детей в интернете.

В Беларуси распространение нежелательной информации среди детей регулирует  Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» от 19 ноября 1993 г. в который  внесены несколько новых статей: статья 37-1 «Право детей на защиту от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», согласно которой каждый ребенок имеет право на защиту от информации, причиняющей вред его здоровью и развитию. К информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей (далее – «вредной» информации), относится :

– вызывающая желание употреблять алкогольные, слабоалкогольные напитки, пиво, потреблять наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги, токсические или другие одурманивающие вещества, табачные изделия;

– побуждающая к совершению преступления или иного общественно опасного деяния, в том числе к занятию проституцией, попрошайничеством, бродяжничеством, участию в азартных играх, совершению действий, связанных с изготовлением, распространением порнографических материалов или предметов порнографического характера;

 – положительно оценивающая преступление или идеализирующая преступников, поощряющая поведение, ущемляющее человеческое достоинство, в том числе совершение насильственных действий по отношению к людям или животным;

 – отображающая издевательства над человеком или группой людей либо их унижения в связи с этническим происхождением, национальной, расовой, религиозной, языковой, половой принадлежностью, убеждениями или взглядами, социальным положением, заболеванием;

 – поощряющая или положительно оценивающая жестокость, физическое, психическое, сексуальное насилие, сексуальную эксплуатацию, сексуальные отношения с участием детей;

 – побуждающая к нанесению телесных повреждений или самоубийству, описывающая средства или обстоятельства самоубийства;

 – содержащая методики либо иные материалы о способах изготовления опасных для жизни и здоровья людей предметов и их использования;

 – поощряющая привычки, противоречащие формированию здорового образа жизни; содержащая нецензурные слова и выражения;

 – дискредитирующая институт семьи и брачно-семейные отношения;

 – устрашающего характера, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме смерти, несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания и (или) их последствий;

 – содержащая порнографические материалы и (или) эротику.

 

 Статья 37-2 «Меры по защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» запрещает распространение информационной продукции в виде продукции средств массовой информации, печатных изданий, аудиовизуальных произведений, фонограмм, игр, в том числе игр с электронным дисплеем, компьютерных игр и программ на любых видах носителей, либо в виде информации, распространяемой посредством культурных мероприятий, без присвоения знака возрастной категории, представляющего собой звуковое и (или) визуальное предупреждения, указывающие на возрастную категорию детей, среди которых допускается распространение информационной продукции, за исключением случаев, когда наличие такого знака является необязательным в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь. В зависимости от тематики, жанра, содержания и художественного оформления информационной продукции, особенностей восприятия содержащейся в ней информации детьми определенного возраста, а также от возможности причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и развитию детей информационной продукции присваиваются следующие знаки возрастной категории :

«0+» – без возрастных ограничений (универсальная);

«6+» – предназначена для лиц, достигших 6 лет;

 «12+» – предназначена для лиц, достигших 12 лет;

 «16+» – предназначена для лиц, достигших 16 лет;

«18+» – предназначена для лиц, достигших 18 лет.

Нежелательный контент

Это могут быть жестокие сцены насилия, причинение вреда живым существам, порнографические материалы и другое. Нужно понимать, что рано или поздно ребёнок столкнётся с подобным контентом, как бы вы ни старались это предотвратить. Важно сделать то, что в ваших силах, чтобы это не оставило сильного травмирующего отпечатка на психике сына или дочери. 

Что делать для обеспечения безопасности ребёнка в Сети: 

  • Если ребёнок маленький, рекомендуем установить родительский контроль. Существуют различные программы, которые ограничивают доступ к подозрительным сайтам, помогают контролировать действия и безопасность детей в Сети и лимитируют время пребывания в интернете. Родительский контроль также будет плюсом, если малыш учится в онлайн-школе. Можно ограничить доступ к социальным сетям, Youtube и другим платформам в часы занятий. Таким образом вы сможете защитить своего ребенка от нежелательной информации
свернуть

Как не стать жертвой вишинга

Вишинг - один из методов мошенничества с использованием социальной инженерии. Злоумышленники, используя телефонную коммуникацию и играя определенную роль (сотрудника банка, покупателя и т. д.), под разными предлогами выманивают у держателя платежной карты конфиденциальную информацию (ее реквизиты, номер паспорта, личный идентификационный номер, логины, пароли, СМС-коды) или стимулируют к совершению определенных действий со своим карточным счетом/платежной картой.

 

Вам позвонили/прислали СМС "из банка" с неизвестного номера:

- не торопитесь следовать инструкциям;

- не сообщайте персональные данные неизвестным лицам, даже если они представляются сотрудниками банка;

- проверьте информацию, позвонив в контактный центр банка;

- незамедлительно обратитесь в правоохранительные органы.

 

Вам позвонили/прислали СМС с неизвестного номера с просьбой о помощи близкому человеку:

- не впадайте в панику, не торопитесь предпринимать действия по инструкциям неизвестных людей;

- задайте звонящему вопросы личного характера, помогающие отличить близкого вам человека от мошенника;

- под любым предлогом постарайтесь прервать контакт с собеседником, позвоните родным и узнайте, все ли у них в порядке.

 

Вы заподозрили интернет-продавца в недобросовестности:

- необходимо оставаться бдительным, не принимать поспешных решений и при первых же подозрениях отказаться от покупки;

- никогда не переводите деньги незнакомым людям в качестве предоплаты.

свернуть

Как не стать жертвой фишинга

Фишинг (англ. phishing от fishing "рыбная ловля, выуживание") - вид интернет-мошенничества для получения доступа к конфиденциальным данным пользователей - логинам и паролям. Это достигается путем проведения массовых рассылок электронных писем от имени популярных брендов, а также личных сообщений внутри различных сервисов, например от имени банков или внутри социальных сетей.

 

Как не стать жертвой фишинга:

- внимательно проверять ссылку, по которой собираетесь кликнуть: не перепутаны ли буквы в названии сайта;

- перед тем как вводить логин и пароль, нужно проверить, защищено ли соединение. Если перед адресом сайта вы увидите префикс https (где s означает secure) - безопасное;

- даже если письмо или сообщение со ссылкой пришло от лучшего друга, все равно нужно помнить, что его тоже могли обмануть или взломать. Поэтому ведите себя не менее осторожно, чем при обращении со ссылками, пришедшими из неизвестного источника;

- зачастую фальшивые письма и фальшивые сайты во всем повторяют дизайн настоящих;

- вместо того чтобы кликать по ссылке, следует ввести адрес вручную в новом окне браузера;

- обнаружив фишинговую операцию, необходимо сообщить о ней в банк (если письмо пришло от имени финансового учреждения) или в службу поддержки соцсети (если такие ссылки рассылает кто-то из пользователей) и т.д.;

- не заходите в онлайн-банки и тому подобные сервисы через открытые Wi-Fi-сети в кафе или на улице. Лучше воспользоваться мобильным интернетом или потерпеть, чем потерять все деньги на карте.

свернуть

Что такое киберпреступность?

 

 

Киберпреступность является новой и одной из быстроразвивающихся формой транснациональной преступности. Сеть Интернет стала практически незаменимым средством повседневной связи и обмена информацией по всему миру, и преступники не могут этим не пользоваться. Два миллиарда пользователей Интернета по всему миру создают идеальную среду для совершения преступлений, где можно действовать анонимно и получать доступ к любой персональной информации, которую мы, желая того или нет, размещаем в сети. В последние годы безопасность в сети Интернет подвергается более серьезным угрозам, и от преступлений в глобальном киберпространстве страдают более 431 миллиона взрослых пользователей.

Киберпреступностью является любая преступная активность, где объектом в качестве цели и/или инструмента является компьютер или сетевое устройство.
В некоторых киберпреступлениях осуществляются прямые атаки на компьютеры или другие устройства с целью вывода из строя. В других - компьютеры используются в своих целях киберпреступниками для распространения вредоносных программных кодов, получения незаконной информации, или для получения криптовалюты.
Разделить киберпреступления на отдельные категории не так просто, поскольку существует множество пресечений, однако в целом можно выделить следующие виды киберпреступлений:
Финансово-ориентированные киберпреступления.
фишинг: суть метода заключается в принуждении получателя письма к переходу по ссылке от имени легитимной организации (банка, налоговой службы, популярного интернет магазина и т. д.). В подобных случаях целью, зачастую, является овладение банковскими данными.
кибервымогательство: как правило, вначале у пользователя или компании, после загрузки вредоносного кода шифруются файлы, а затем поступает предложение о восстановлении в обмен на денежное вознаграждение 
финансовое мошенничество:  взлом компьютерных систем операторов розничной торговли с целью получения банковских данных о покупателях (так называемые целевые атаки) или последующими манипуляциями полученной информацией. 
Киберпреступления, связанные со вторжением в личную жизнь целью которых является кража личной конфиденциальной информации. 
кража персональных данных: кража личной информации обычно происходит с целью последующей подмены личности человека или группы людей. 
шпионаж: целью шпионажа, начиная от взломов индивидуальных компьютеров или устройств и :заканчивая нелегальной массовой слежкой, является тайное отслеживание нашей личной жизни. 
Нарушение авторского права выкладка в общий доступ музыки, фотографий, фильмов, книг и т. д. без согласия авторов.
Спам чрезвычайно распространенный и многовариантный тип киберпреступлений. Сюда входит массовая рассылка по электронной почте, смс, мессенджерам и другим каналам коммуникации. 
 Киберпреступления включают в себя широкий диапазон незаконных деяний, начиная от мошенничества и кражи персональной информации и заканчивая преступлениями на почве ненависти и распространение наркотиков. Между этими видами существуем множество пересечений, и сложно провести точную границу. Например, фишинговая атака может быть направлена на кражу персональной информации. В то же время, подделка личности впоследствии может использоваться для получения денег, контрабандистами наркотиков или даже террористами. Важно понимать, что киберпреступления не всегда ассоциируются с изощренными схемами и не всегда затрагивают «глубокий интернет». Наилучший метод защиты от кибератак – быть в курсе современных угроз.

                       

свернуть

Как не стать жертвой киберпреступления?

 

1. Никогда, никому и ни при каких обстоятельствах не сообщать реквизиты своих банковских счетов и банковских карт, в том числе лицам, представившимся сотрудниками банка или правоохранительных органов, при отсутствии возможности достоверно убедиться, что эти люди те, за кого себя выдают.

В случае поступления звонка "от сотрудника банка" необходимо уточнить его фамилию, номер телефона, после чего завершить разговор и самим позвонить в банк.
Необходимо принимать во внимание, что реальному сотруднику банка известна следующая информация: фамилия держателя карты, паспортные данные, какие карты оформлены, остаток на счете.
Не следует сообщать в телефонных разговорах (даже сотруднику банка), а также посредством общения в социальных сетях: полный номер карточки, срок ее действия, код CVC/CVV (находящиеся на обратной стороне карты), логин и пароль к интернет-банкингу, паспортные данные, кодовое слово (цифровой код) из SMS-сообщений.
В случае если "сотрудник банка" в разговоре сообщает, что с карточкой происходят несанкционированные транзакции, необходимо отвечать, что вы придете в банк лично, – все подобные вопросы нужно решать в отделении банка, а не по телефону.
ВНИМАНИЕ: помните, что сотрудники банковских учреждений никогда не используют для связи с клиентом мессенджер (Vibe, Telegram, WhatsApp).   
2. Для осуществления онлайн-платежей необходимо использовать только надежные платежные сервисы, обязательно проверяя доменное имя ресурса в адресной строке браузера.
3. Не следует хранить банковские карты, их фотографии и реквизиты в местах, которые могут доступны посторонним лицам; это же относится к фотографиям и иным видам информации конфиденциального характера.
4. Следует воздерживаться от онлайн-платежей, связанных с предоплатой и перечислением задатков за товары и услуги, благотворительной и спонсорской помощи в пользу организаций и физических лиц при отсутствии достоверных данных о том, что названные субъекты являются теми, за кого себя выдают.
5. Не стоит перечислять денежные средства на счета электронных кошельков, карт-счета банковских платежных карточек, счета SIM-карт по просьбе пользователей сети Интернет. 
6. Для доступа к системам дистанционного банковского обслуживания (интернет-банкинг, мобильный банкинг), электронным почтовым ящикам, аккаунтам социальных сетей и иным ресурсам необходимо использовать сложные пороли, исключающие возможность их подбора. Стоит воздержаться от паролей: дат рождения, имен, фамилий – то есть тех, которые легко вычислить из общедоступных источников информации (например, тех же социальных сетей).
7. При составлении платежных документов важно проверять платежные реквизиты получателя денежных средств. 
8. При поступлении в социальных сетях сообщений от лиц, состоящих в категории "друзья", с просьбами о предоставлении реквизитов банковских платежных карточек не следует отвечать на подобные сообщения, а необходимо связаться с данными пользователями напрямую посредством иных связей.
9. При обнаружении факта взлома аккаунтов социальных сетей необходимо незамедлительно восстанавливать к ним доступ с помощью службы поддержки либо блокировать, а также предупреждать об этом факте лиц, с которыми общались посредством данных социальных сетей.
10. Нельзя открывать файлы, поступающие с незнакомых адресов электронной почты и аккаунтов мессенджеров; не переходить по ссылкам в сообщениях о призах и выигрышах.
11. Необходимо использовать лицензионное программное обеспечение, регулярно обновлять программное обеспечение и операционную систему; установить антивирусную программу  не только на персональный компьютер, но и на смартфон, планшет и регулярно обновлять ее.
12. Следует ознакомить с перечисленными правилами безопасности своих родственников и знакомых, которые в силу возраста или недостаточного уровня финансовой грамотности могут быть особенно уязвимы для действий киберпреступников.

Важная информация! Кибербезопасность! — СМТ 27

свернуть