Инновационный опыт

Название инновационного проекта: «Развитие исследовательской компетентности воспитателей дошкольного образования в процессе непрерывного образования»

Сроки реализации: 2021 - 2024

 

Данные о консультанте:  Абрамчик Светлана Анатольевна, методист управления методического сопровождения образовательного процесса центра дошкольного, общего среднего и специального образования ГУО «Гродненский областной институт развития образования»; тел. 8(0152) 68 43 99; svetlanaabramchik@gmail.com

 

Обоснование целесообраности (актуальности) темы проекта.

В концепции развития педагогического образования на 2015 – 2020 годы указано: «…тенденции развития современной экономической и социально-культурной ситуации, динамика происходящих в обществе и мировом сообществе процессов, ускорение темпов обновления знаний, техники и технологий, снятие границ межкультурной коммуникации и др. актуализируют необходимость владения педагогами новыми компетенциями, которые позволят специалистам образования адекватно реагировать на вызовы и риски современного информационного общества, быть конкурентоспособными» [12]. Одной из таких компетенций, необходимой педагогу для осуществления эффективной профессиональной деятельности на любой из ступеней образования, является исследовательская компетентность (далее – ИК).

Особую значимость ИК имеет в профессиональной деятельности воспитателя дошкольного образования. Образовательный стандарт дошкольного образования ставит перед воспитателями дошкольного образования задачи обеспечения личностно-ориентированного взаимодействия с воспитанниками, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания, формирование начал творческой личности, усиления практической ориентированности деятельности дошкольников. Реализация их требует изменения подходов к организации образовательного процесса, совершенствования собственной педагогической позиции, исследовательского поиска и проявления творческого начала. Смена образовательной парадигмы в деятельности воспитателя дошкольного образования актуализирует такие профессионально-личностные качества, как умение приспосабливаться к быстро меняющимся условиям, осваивать новые эффективные педагогические технологии, анализировать собственную педагогическую деятельность, видеть проблемы, находить нестандартные решения новых профессиональных задач.

ИК практикующих педагогов развивается и совершенствуется в процессе непрерывного образования. Современные реалии развития образования таковы, что данный процесс должен осуществляться практически одновременно в образовательной среде учреждения дополнительного образования взрослых, в образовательной среде учреждения, в котором работает педагог и в среде неформального профессионального педагогического общения.

ИК воспитателя дошкольного образования можно обозначить как составляющую профессиональной компетентности, представляющую собой совокупность личностных качеств (готовность и способность к исследовательской деятельности, ценностное отношение к ней, способность личностно и профессионально самореализовываться), методологических знаний, умений организовывать исследовательскую деятельность на уровне технологии для решения профессиональных задач и развития исследовательской активности воспитанников.

Исследовательская деятельность воспитателя дошкольного образования непосредственно связана с изучением личностных качеств воспитанников, взаимоотношений в детском коллективе, семейной микросреды ребёнка, которое осуществляется посредством таких методов, как наблюдение, эксперимент, беседа, анализ детской деятельности и др. Исследование в деятельности педагога, работающего с детьми дошкольного возраста, реализуется в умении проектировать зону ближайшего развития каждого воспитанника, группы в целом; в создании оптимальной развивающей предметно-пространственной среды, в постановке цели образовательного процесса и этапов её реализации, в определении наиболее эффективных форм и методов работы, в грамотном планировании образовательного процесса.

Кроме того, исследовательская функция воспитателя дошкольного образования связана с необходимостью освоения новых современных педагогических технологий. Это актуализирует умение работать с различными источниками информации, анализировать её, реализовывать полученные знания на практике, проводить анализ собственной деятельности для определения проблемных вопросов и «точек» профессионального роста.

О.В. Киреева в своём исследовании отмечает: «…важнейшей функцией современного педагога является содействие непрерывному образованию ребёнка и создание средствами педагогической деятельности условий для проявления самостоятельности, творчества, исследовательской активности» [10]. Неоспоримым является тот факт, что развивать у ребёнка дошкольного возраста исследовательскую активность, формировать элементарные исследовательские умения, может лишь педагог, сам обладающий активной исследовательской позицией и развитыми исследовательскими умениями, что входит в понятие ИК. Таким образом, можно утверждать, что одним из показателей развитой ИК является умение качественно организовать познавательно-исследовательскую деятельность воспитанников в соответствии с их возрастными возможностями и индивидуальными потребностями.

Изучение места и роли ИК в составе профессиональных компетентностей воспитателя дошкольного образования показало, что ИК является ключевой в профессии воспитателя дошкольного образования, входит в состав профессиональных компетентностей данной категории педагогических работников. Более того, ИК «пронизывает» все виды деятельности воспитателя дошкольного образования и является в структуре его профессиональной компетентности системообразующим и регулирующим фактором.

В то же время анализ существующей практики, основанный на наблюдении, беседах, изучении материалов обобщения педагогического опыта, свидетельствует, что воспитатели дошкольного образования зачастую испытывают затруднения в активном использовании средств и методов исследовательской деятельности для решения современных профессиональных задач в условиях быстро меняющейся действительности. Одновременно организация познавательно-исследовательской деятельности воспитанников в учреждении дошкольного образования является скорее инновацией, нежели массовой практикой. Наблюдения специально организованной, нерегламентированной деятельности детей в учреждениях дошкольного образования выявляют затруднения педагогов в использовании форм и методов организации исследовательской деятельности, которая строится на активной, субъектной позиции ребёнка. Зачастую педагоги в большей степени ориентированы на использование методов обучения, предполагающих исполнительский характер деятельности детей, воспроизведение готовых образцов, что препятствует проявлению их исследовательской активности.

Анализ выполнения практических заданий на ПК воспитателей дошкольного образования показывает, что большинство педагогов испытывают затруднения в планировании, организации различных форм познавательно-исследовательской деятельности. Большинство слушателей не могут методически грамотно спроектировать организацию детской экспериментальной, проектной деятельности.

В системе повышения квалификации на сегодняшний день недостаточно прослеживается системность в развитии ИК воспитателей дошкольного образования. Это связано и с отсутствием образовательных программ, направленных на развитие данной компетентности, и с недостаточно реформированной системой методической работы в учреждении дошкольного образования с точки зрения создания условий для реализации индивидуальных образовательных маршрутов, саморазвития, профессиональной самореализации педагогов, и с недостаточностью форм неформального профессионального педагогического общения, стимулирующего и поддерживающего исследовательскую педагогическую практику.

Это позволяет сделать вывод о том, что развитие ИК воспитателя дошкольного образования в условиях современной реальности является важнейшей задачей системы непрерывного образования на всех ее этапах и уровнях. Реализуемая в инновационном проекте модель развития ИК воспитателя дошкольного образования в процессе непрерывного образования позволит повысить уровень ИК педагогов и даст им возможность более качественно решать профессиональные задачи, которые ставит государство и общество перед системой дошкольного образования на современном этапе.

Цель проекта: развитие исследовательской компетентности воспитателей дошкольного образования в процессе непрерывного образования.

Задачи проектной деятельности:

1.Внедрить в рамках реализации модели в учебном процессе ГУО «Гродненский областной институт развития образования» образовательную программу ПК воспитателей дошкольного образования в заочной (дистанционной) форме «Проектная и исследовательская деятельность в учреждении дошкольного образования».

2.В учреждениях дошкольного образования реализовать программу мероприятий в рамках методической работы, имеющую поэтапный характер, направленную на развитие ИК воспитателей дошкольного образования.

3.Провести диагностику развития исследовательской компетентности воспитателей дошкольного образования на всех этапах реализации проекта.

4.Обеспечить организационно-управленческие условия для внедрения модели развития исследовательской компетентности воспитателей дошкольного образования в процессе непрерывного образования.

5.Реализовать практическую составляющую модели развития исследовательской компетентности воспитателей дошкольного образования в процессе непрерывного образования.

6.Обобщить, проанализировать и дать оценку результатам проектной деятельности, выработать методические рекомендации с целью трансляции лучшего опыта другим учреждениям образования.

 

Описание научных теорий и разработок, на основе которых создан педагогический проект.

Модель развития исследовательской компетентности воспитателей дошкольного образования в процессе непрерывного образования прежде всего опирается на результаты исследований понятия ИК с позиций следующих методологических подходов: аксиологического (Ушакова А.А.), системного (Голубь Л.А., Деркач А.А., Лазарев В.С., Смолина Т.А. и др.), компетентностного (Осипова С.И., Богачук А.В., Браже Т.Г., Козырева О.А и др.), средового (Журавлева С.В., Шухова Г.П., Тарасов С.В., Менг Т.В), андрогогического (Копылова А.В.) подходов.

Аксиологический аспект ИК играет решающую роль в ее развитии. Отмечая важность ценностного компонента Дж. Равен писал: «Никто не будет тратить силы на проявление инициативы, если цель, ради которой он работает, не представляет для него большой ценности». Ценностное отношение педагога к исследовательской деятельности проявляется в активной исследовательской позиции, которая представляет собой готовность и стремление к самостоятельной исследовательской деятельности, ценностное отношение к процессу познания и экспериментирования, творческий способ решения проблем. Активная исследовательская позиция «выступает как система мотивационно-ценностных отношений к исследовательской деятельности и к себе как её субъекту» [20]. Процесс развития ИК – это целостный процесс движения педагога в сторону субъектности, т.е. встраивание индивидуальной траектории исследовательского саморазвития, изменение мотивационно-ценностных отношений к действительности. Основными характеристиками субъектности являются:

- связь со смысложизненными ориентирами и ценностями;

- активная ориентировка в материале научно-исследовательского характера;

- осознание структуры исследовательской деятельности, исследовательских качеств, этапов становления и развития исследовательской компетентности

- инициатива, самостоятельное целеполагание;

- планирование, реализация исследовательского замысла;

- осознанная саморегуляция, самодетерминация и самостоятельность;

- настроенность на исследовательское саморазвитие, основой которого выступает осуществление исследовательской деятельности.

Реализация данной модели направлена на развитие активной исследовательской позиции воспитателя дошкольного образования, являющейся своеобразным «сплавом» профессиональных и жизненных ценностей педагога, его стремления достичь определённых вершин в профессии, желания самореализоваться.

С позиций системного подхода развитие ИК реализуется как целостный взаимосвязанный процесс профессионального развития педагога, все элементы которого должны максимально стимулировать проявление исследовательской компетентности его личности. ИК с данных позиций рассматривается как система, включающая совокупность компонентов, многообразных связей и взаимодействий между ними, образующих в совокупности единое целое. Признаками ИК с точки зрения системного подхода являются: наличие разнообразных исследовательских умений с установкой на их саморазвитие, вариативное управление действиями, самоконтроль и самооценка результатов.

Исходя из положений компетентностного подхода ИК педагога рассматривается через совокупность определенных компетенций, формирующихся, актуализирующихся и активирующихся в деятельности. С позиций компетентностного подхода воспитатель дошкольного образования – это специалист, обладающий активной исследовательской позицией, методологическими знаниями, умениями организовать исследовательскую деятельность на уровне технологии для решения профессиональных задач и развития исследовательской активности воспитанников.

На основании проведённого теоретического анализа различных авторских подходов к определению понятия, сущности, компонентного состава ИК, данную компетентность воспитателя дошкольного образования можно представить следующим образом (Таблица 1).

 

 

свернуть